У депутатов должна быть ответственность перед избирателями
- Виталий Александрович, вы были зампредом Законодательного собрания, когда депутаты избирались только по одномандатным округам, были депутатом Госдумы, которая формируется по смешанной системе. Нынешний крайсовет тоже избран по смешанной системе. В чем, на ваш взгляд, ее плюсы и минусы?
- Плюсы в том, что теперь в Совете более широко представлены интересы различных политических течений. К минусам я бы отнес то, что депутаты, избранные по партийным спискам, не имеют ответственности перед конкретными избирателями. Мы над этим думали и решили тех депутатов нашей фракции, которые избраны по списку, закрепить за районами для оказания помощи избирателям. Это внесло некоторое оживление в настроение депутатов. Некоторые товарищи уже не раз побывали в своих районах и пытаются помогать чем могут. В нашей фракции сейчас 18 депутатов, из них шесть избраны по одномандатным округам, а 12 по списку.
Центризбирком выступил с предложением проводить выборы депутатов Госдумы только по партийным спискам. Как вы относитесь к этой идее?
- В принципе, эта идея заслуживает внимания. Но я сразу вижу тот изъян, о котором уже сказал: у депутатов не будет ответственности перед конкретными избирателями. Если переходить к выборам только по партийным спискам, нужно возрождать систему наказов избирателей, вводить обязательную отчетность депутатов.
Администрация себя пока не проявила
- Как бы вы оценили первый этап деятельности новой администрации края?
- Это очень сложный этап, на котором, к сожалению, администрация не сумела проявить себя в таком… чистом виде. Есть некоторое движение вперед, но есть и серьезные изъяны.
К изъянам я бы отнес прежде всего то, что администрация и руководитель ее очень затянули с определением структуры и формированием кадрового состава. Выборы прошли в начале апреля, сейчас уже сентябрь, а там еще не все устоялось. Появилась идея губернатора и правительства во главе с председателем, который несет всю ответственность за хозяйственно-распорядительную деятельность. В нашей ситуации это была не самая плохая идея.
На июньскую сессию администрация внесла непроработанный вариант новой структуры, поэтому накануне сессии он былотозван. Половинчатое предложение было внесено и на последнюю сессию. Я им сказал: “Вы нам предлагаете утвердить ногу, а голову потом”. Сегодня мы утвердили только те комитеты и управления, которые есть, что дает право главе администрации утверждать их председателей без нарушения закона.
А верхней части структуры нет. Сегодня же, по существу, никто из замов нелегитимен, потому что их нет в структуре администрации. Если встать на юридическую точку зрения, многие решения администрации можно просто оспорить, потому что их подписал не глава администрации, а его зам.
Но дело не в этом. Дело в том, что есть неразбериха. Кто из замов ведет какие комитеты, какая цепочка - это очень важно в практической работе. Я вот одного, второго глав администраций районов встретил, а они расстраиваются: куда ткнуться, куда пойти? Пришел к одному заму, а тот: не я, это не я. А время-то горячее.
Я думаю, эта ситуация не много прибавила авторитета администрации и вообще негативно отразилась на целом ряде практических моментов. А кадровая политика? Нет у них кадровой политики! Люди недоумевают, почему такому опытному, знающему край человеку, как Чертов (Николай Чертов работал первым замом в администрации Александра Сурикова. - Д.Н.), нет места в администрации? Зато мы везем людей из-за кордона, которые “мистеры икс” во всех отношениях. Ошибка новой администрации в том, что она недостаточно опирается на местные кадры.
- А в чем позитивные моменты?
- Даже в этой ситуации край нормально провел весеннее-полевые работы (я понимаю, были старые запасы, договоренности), уборка идет тяжело, как всегда, но основные вопросы вроде как-то решаются. Мне кажется, администрация извлекла правильные выводы из критики, которая звучала в ее адрес по вопросам подготовки к зиме. Сначала бравада была: все идет по плану, все хорошо. А в район приезжаешь - а там,к сожалению, все наоборот. Но на последней сессии, думаю, отрезвление пришло нормальное. Сейчас более предметно, более настойчиво вопросы подготовки к зиме решаются.
- Как вы оцениваете информационную закрытость администрации, введение пропускного режима в здание администрации?
- Я думаю, это ошибка, если мягко сказать. Михаил Сергеевич (Евдокимов. - Д.Н.) в этих вопросах не дока, он свободный, вольный человек, и кто-то из окружения ему насоветовал сильно не то. Я не думаю, что меры безопасности сегодня должны быть какие-то чрезмерные, тем более по отношению к Михаилу Сергеевичу. Да, сегодня не надо быть ротозеем, но… Я думаю, выиграла бы администрация, если бы она была более доступна, чем предыдущая.
Евдокимову очень трудно
- Вы встречаетесь с Евдокимовым?
- Да, мы встречались несколько раз. А вообще, мы с ним давно и довольно хорошо знакомы. Мы встречались и в Москве неоднократно, он активный член нашего землячества. Встречались и в его родном селе, он меня несколько раз приглашал на праздники.
- Раньше вы его знали как артиста. Какое впечатление он производит на вас как глава администрации?
- Ему очень трудно. И, может быть, он даже не осознавал того, когда шел на выборы – давал согласие или сам проявлял инициативу, что за рутинная работа на плечах у главы администрации. Мне кажется, это так, потому что у него сложился свой стиль жизни. Одно дело жизнь хозяйственника, другое дело – жизнь актера. Там вечерние спектакли, репетиции, достаточно вольный распорядок личной жизни. А здесь все зажато в рамки, в обязанности, в необходимость. И ему сегодня очень трудно. Очень трудно. Да, он что-то знает, наверняка как выпускник торгового института, но жизнь настолько многообразна… А человек он непосредственный. Ему нужны действительно хорошие, умные советники.
Я не думаю, что сам Михаил Сергеевич придумал идею укрупнения районов чуть ли не до пятнадцати с аргументацией, что их столько много, что невозможно познакомиться. Если уж мы как бы сегодня ему доверили, надо его предостерегать от таких вещей, потому что они не
добавляют авторитета.
- Как вы считаете, удастся Евдокимову его новая роль? Получится у него?
- Сегодня сказать определенно, получится - не получится, очень сложно. Он ездит по краю. Да, он редко выступает, больше слушает, и я считаю, что в данной ситуации он поступает правильно. Надо узнать, разобраться, а потом говорить. И здесь я бы его не упрекал. Есть проблемы, которых он просто не знает. Но надо уже переходить от этапа слушания своего окружения к спросу, потому что без спроса не будет ответственности.
Долгов как шелков
- Накануне августовской сессии было много конфликтных вопросов - структура администрации, утверждение Евсюкова председателем комитета по государственному имуществу, подготовка к зиме. А сессия прошла на редкость гладко. Почему?
- Да, замечаний было много. Но администрация стала прислушиваться и делать выводы. До сессии прошли заседания фракций, комитетов, где представители администрации выступали, признали часть своих ошибок. Наши замечания по структуре они учли, не стали ликвидировать комитет по делам молодежи и другие комитеты. Мы утвердили структуру администрации еще и потому, что этот процесс слишком затянулся.
Что касается Евсюкова, то он у всех вызывал сомнения. Человек не знает край, опыт, который он приобрел, - это опыт председателя райпо. Мы все понимаем, что такое райпо, тем более в современных условиях. Но когда Евсюков побывал на заседаниях фракций и комитетов, он произвел благоприятное впечатление. Да, там возник вопрос по “Агроснабу”. Евсюков объяснил, что сделка была оформлена до него и он к ней отношения не имеет. Но оказалось, что основные документы были оформлены и подписаны в июне-июле. Поэтому Назарчук не случайно на сессии поставил Евсюкову условие дезавуировать сделку.
- Грядет монетизация льгот. Алтайский край в состоянии заменить льготы деньгами?
- Если федеральный бюджет не будет компенсировать и отдавать нам то, что отдавалось людям в виде льгот, то край не сможет этого сделать. Это совершенно очевидно. У нас пять миллиардов рублей долгов, взятых под гарантии бюджета, - их отдавать надо. Где-то в пределах семи миллиардов набрали кредитов под зиму. То есть долгов как шелков.
Беседу вел Дмитрий НЕГРЕЕВ .
Интервью с председателем фракции “Единая Россия” Николаем Рыжаком опубликовано в № 33 “СК”, интервью с председателем группы “Объединенные депутаты” Сергеем Шабалиным - в № 34 “СК”.
Справка “СК”
Виталий Сафронов - первый секретарь крайкома КПРФ, депутат краевого Совета по одномандатному округу, в который входят Тогульский, Ельцовский, Солтонский, Целинный и Зональный районы, председатель фракции “За наш Алтай: коммунисты, аграрии, НПСР”, член комитета по местному самоуправлению. Избирался заместителем председателя краевого Законодательного собрания (1994 год), дважды (1995 год, 1999 год) - депутатом Государственной Думы по партийному списку КПРФ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале