– Владимир Анатольевич, существует ли на алкогольном рынке потребность в едином регулирующем органе?
– Решение о создании единого органа правильное, но немного запоздалое. Можно сказать, оно вымученное. Как всегда, вопросы вызывает и механизм исполнения.
Необходимость создания такого органа озвучивалась несколько раз, но конкретных действий не следовало. Если бы не финансовый кризис, то, возможно, мы по-прежнему находились бы в состоянии, когда отраслью управляют пять ведомств. Создание федеральной службы обусловлено потребностью общества и государства сделать отрасль все же управляемой.
Есть две точки зрения на новую структуру: либо она изменит алкогольный рынок к лучшему, либо неуправляемость рынка возрастет. Экономическая ситуация совсем не простая, и проводить в это время реформы рискованно. Неквалифицированные кадры и управление, возможно, приведут к обратному эффекту. Могут появиться предпосылки для развития теневой экономики.
– На уровне законодательства в последние годы принимались решения, которые сложно назвать позитивными для развития отрасли. Что может измениться сейчас?
– Последние три года были очень сложными. Изменения, которые принимались Госдумой, появились в тот момент, когда господствовали идеи глобализации, вступления в ВТО. Мало того, это законодательство менялось по требованию ВТО. Интересы производителя и даже субъектов федерации не были учтены. Закон в первую очередь отменял возможность влияния субъектов на отрасль.
Были ущемлены интересы и мелких алкогольных предприятий. Уставной капитал должен составлять 50 млн. рублей. То есть все мелкие предприятия сразу были отсечены. Устранили ЧП, оптовиков, которым нужен был уставной капитал в 10 млн. рублей. Внедрили систему ЕГАИС, которая была неэффективна и остается такой по сей день. Таким образом, сегодня мы видим, что официально производство алкоголя падает, а по косвенным показателям его потребление растет.
Эти факторы также подтолкнули государство к необходимости поменять систему. Первое, что поручено Росалкогольрегулированию, это к октябрю разработать законодательные акты для алкогольной отрасли. Задача непростая: мы четыре года пытались изменить закон, а сегодня за полгода надо внести изменения в законодательные акты так, чтобы это позволило в стране развивать собственное производство алкоголя.
– Как вы видите регулирующую функцию нового ведомства? Хватит ли ему ресурсов для перестройки системы?
– Я очень опасался, что ЕГАИС и контроль над оборотом алкоголя останутся в ведении налоговой службы. Ведь очевидно, что без реальных рычагов, без лицензирования и контроля новое ведомство будет абсолютно пустым. Оно было бы козлом отпущения. Сейчас вся полнота проблем и их решение переходят к Росалкогольрегулированию. Другой вопрос в том, что с этими задачами ранее не справлялись пять ведомств, а теперь государственный подход должна реализовывать одна структура.
Раньше у ФНС была главная задача – поднять стоимость акцизов. Это вело к уменьшению объемов продажи легального алкоголя. Я считаю, иногда надо снижать какие-то ставки, чтобы получить больше. Сегодня новому ведомству надо убедить Госдуму в необходимости снижения акцизов. Нужно добиться от Минфина заключения о том, что, в конце концов, акцизных сборов будет больше. Я представляю, как тяжело будет Росалкогольрегулированию убеждать все правительство.
Отдельная тема – выдача лицензий. Сегодня розничные лицензии выдаются субъектами федерации. Многие регионы, в том числе и наш, передали это право муниципальным образованиям. Чтобы изменить сложившийся порядок, потребуются значительные силы. Если ориентироваться по штатному расписанию, определенному для нового ведомства, то на каждый субъект федерации придется по 10 специалистов. Для сравнения: когда налоговая инспекция занималась алкогольным регулированием, там над этой проблемой работало до 20 человек.
– Есть ли необходимость в том, чтобы на территории края работало представительство Росалкогольрегулирования? Или будет достаточно одного филиала, например, на весь СФО?
– У производителей и оптовиков есть опасения, что произойдет повторение периода, когда алкогольная инспекция находилась в Новосибирске. Как раз тогда на рынке процветало нелегальное производство. Если такой же орган на местном уровне будет создан на несколько регионов, он будет не очень эффективен и обострит ситуацию.
– У вас уже возникала необходимость взаимодействовать с новой федеральной структурой?
– Нам нужно оформлять лицензию. Сегодня мы в раздумье, насколько четким будет переходный период. Пока мы уточняем, куда направлять заявление. С какого момента реально действует новый орган? Когда прекращает свои полномочия то или иное ведомство? Четкости в этом нет, поскольку переходный период не был оговорен. Сейчас есть привязка ко времени только в отношении законотворческой деятельности федерального агентства.
Самое важное - в нашем Telegram-канале