В начале года в компании четко сформулировали, как должны измениться ее магазины. В частности, в "Аниксе" решили сделать лучшее предложение по выпечке, овощам и молочным продуктам. Предварительные результаты показывают: идея была удачной.
Юрий Никитин,
генеральный директор ТД “Аникс”:
Юрий Никитин.Анна ЗайковаНаши коллеги стали развивать дискаунтеры. Мы же продолжали думать, как построить “живой” магазин и наполнить его “живым” товаром (см. справку. — Прим. ред.). Мы проверяли интересную гипотезу, что в этот кризис даже люди с небольшим уровнем доходов будут покупать, например, более дорогой, качественный и вкусный хлеб и выпечку. Так и произошло.
В течение года "Аникс" реконструировал 12 магазинов. В них появились собственные пекарни, значительно вырос ассортимент хлебов и свежей выпечки. Результат наглядно демонстрируют цифры: если валовый доход в целом по сети за год увеличился на 2%, то в обновленных точках — на 20%. Аналогично и с количеством покупателей: по всем магазинам прирост составил 2%, в реконструированных — 12%. При этом если в стандартных магазинах выпечку брал каждый четвертый покупатель, то в точках с пекарнями — каждый второй.
Благодаря таким показателям вложения в реконструкцию одного из первых магазинов в Бийске уже окупились менее чем за год. У руководства сети были определенные сомнения: а приживется ли новый формат в деревнях? Опыт магазинов в Смоленском и Соузге показал: здесь пекарни не менее востребованы, чем в городах.
Интересный факт: в обновленных магазинах стеллажей стало меньше, однако товарооборот вырос. "Очевидно, что при большом ассортименте на полках теряется то, что действительно нужно людям", — говорят в "Аниксе" и отмечают, что реконструкции дали компании возможность по-новому взглянуть на рабочие процессы, на потери и на точки роста.
Как рассказала Татьяна Никитина, директор розничной сети "Аникс", чтобы новый формат магазинов оказался успешным, в компании изучали опыт лучших новосибирских пекарен. По ее словам, в ближайшие два-три года "Аникс" планирует реконструировать все свои магазины. Уже в 2017-м обновятся 37 из них. В компании ожидают, что это увеличит количество покупателей в них не менее чем на 10%.
Цели на 2017 год дирекция розничной сети ставила с точки зрения клиента.
Татьяна Никитина,
директор розничной сети "Аникс":
Мы посмотрели на наши магазины глазами покупателя — что бы нам здесь хотелось изменить? — рассказывает Никитина. — И мы увидели: утром у нас нет горячей выпечки. Было бы здорово, если утром человек по пути на работу мог зайти в “Аникс” и купить что-то с пылу с жару. В 2017 году мы ему такую возможность предоставим. Другим нашим конкурентным преимуществом станет то, что продавцы будут активнее общаться с покупателями, рассказывать о товарах, давать попробовать те или иные продукты. Также мы добавим в ассортимент фермерские продукты, в первую очередь овощи и сыры.
Чтобы обеспечить покупателей "живыми" товарами, "Аникс" активно развивает свое производство и собственные торговые марки (СТМ): "Самая цена", "С Алтая на здоровье", "ВкусВО!" и др. В 2016 году оборот таких продуктов вырос на 20%, на прилавках появилось фермерское молоко в 1,5-литровых бутылках, соленая и копченая рыба Бийского рыбзавода и многое другое. К слову, перед собранием сотрудников дочерние предприятия "Аникса" устроили дегустацию выпечки, салатов, мясных деликатесов и других блюд собственного производства. Выставка показала — уже сейчас в этом направлении торговый двор достиг успеха, прежде всего за счет разнообразия и вкуса продукции.
Не отставала в развитии и франчайзинговая сеть "Корзинка": за год открылось 24 новых магазина (для сравнения: в 2015 году таких было 13). Руководство франчайзинговой сети ввело сразу две важные новации во взаимоотношения с франчайзи. Во-первых, те из них, кто зарекомендовал себя с лучшей стороны, могут рассчитывать на инвестиции в открытие новых точек и реконструкции существующих. Во-вторых, в "Корзинке" начали практиковать "обратный" франчайзинг. При этой схеме франчайзинговая сеть берет на себя многие важные аспекты: работу с ассортиментом, поставщиками, логистикой и т. д. Франчайзи же могут сосредоточиться на том, как повысить качество обслуживания. Те предприниматели, кто уже опробовал эту схему, говорят, что число покупателей в их магазинах увеличилось, а доходы выросли в три раза.
Справка
Что такое живой магазин?
"Живой магазин — это место для встреч, уютное, просторное, удобное, в котором проявляется забота о человеке, где его всегда ждут. В диалоге с покупателями мы узнаем их привычки и пристрастия. А сотрудничество с местными производителями и поставщиками позволяет нам предлагать такой ассортимент на полках, который не успевает покрыться пылью, ведь это именно тот товар, который нужен нашему покупателю".
Источник: "Философия “Аникс”" (издание для сотрудников)
Самое важное - в нашем Telegram-канале