Потребитель

Как мобильные устройства влияют на развитие рынка телевидения и доступа в сеть

Российский рынок широкополосного доступа в интернет (ШПД) переходит в стадию насыщения. Аналитики IKS-Consulting констатировали, что в 2013 году на нем зафиксирован самый низкий прирост абонентской базы, в Алтайском крае ее рост тоже замедляется. Домашние абоненты массово переходят на потребление контента с разных устройств, и операторы начали выводить на рынок продукты с соответствующим позиционированием. Технический потенциал развития услуги доступа в интернет по технологии "оптика до здания" (FTTB) исчерпан, в связи с этим одним из главных акцентов в борьбе за клиента провайдеры делают ТВ — они проводят цифровизацию сетей и развивают мультимедийные сервисы. По прогнозам экспертов, эти тенденции получат развитие и в 2014 году.

Аналитик IKS-Consulting Константин Анкилов заявил о том, что рынок ШПД в России заметно замедлил свой рост в июне 2013 года. В предыдущие 12 месяцев был самый низкий прирост абонентской базы за весь период, за который компания отслеживает динамику рынка, — 10,8%, ранее рынок рос на 17,5–22% в год. Специалист по исследованиям IKS-Consulting Дарья Феоктистова рассказала altapress.ru, что в Алтайском крае с июня 2012 по июнь 2013 года абонентская база операторов ШПД выросла на 15%, а годом ранее был зафиксирован рост 24%.

Провайдеры подтверждают, что рынок стал расти медленнее. Но все крупные операторы отмечают прирост абонентской базы в сегменте частных пользователей в 2013 году: "ЭР-Телеком" (бренд "Дом.ru") — на 12%, "Ростелеком" — на 15%, ТТК — более 19% (с 55 тыс. абонентов до 66 тыс.), МТС — рост на 10% больше, чем в 2012 году, "Сибирские сети" — на треть. По данным компаний, увеличение числа абонентов происходило равнозначно как за счет Барнаула, так и за счет малых городов края. В "Ростелекоме" отмечают востребованность интернета в селах, других провайдеров там все еще нет.

С­ергей Лавренюк,
директор филиала "Ростелекома" в Алтайском крае:

Услуги в городах уже практически достигли своего насыщения, поэтому найти нового клиента становится все сложнее. Борьба провайдеров за существующих пользователей обострится, более широкое распространение получат специальные тарифы и предложения, укладывающиеся в общее направление “принеси договор с другим провайдером — получи скидку”, “приведи друга”. Своим же пользователям операторы будут предлагать пакетное подключение и пользование дополнительными сервисами, повышающими потребительские свойства услуги. Получат свое развитие и программы лояльности для абонентов. То же касается и телевидения.

Строительство сетей связи на территории края в 2013 году продолжалось. Компания ТТК начала оказывать услуги в Яровом, "Ростелеком" пришел в 50 сел, где раньше не было интернета, МТС в январе 2014 года начал предоставлять услуги в ЗАТО Сибирском, а в марте запустил сервис цифрового ТВ в Бийске. Компании развивали и уже существующую инфраструктуру в городах присутствия.

По данным IKS-Consulting, в распределении долей рынка в сегменте частных пользователей ШПД в крае произошли некоторые изменения. "Сибирские сети" заняли 5% рынка в Барнауле и вошли в пятерку крупнейших провайдеров в городе. Впервые с момента покупки Inteleca МТС продемонстрировал рост доли рынка в Барнауле, правда, всего на 1%. За предыдущие полтора года она уменьшилась примерно на 10%.

На уровне края ТТК с долей рынка 16% опередил "ЭР-Телеком" и занял второе место по количеству абонентов. Это произошло в основном благодаря активному развитию компании в малых городах.

Александр Соловьев,
гендиректор "ТТК-Западная Сибирь":

Максимальное проникновение услуги интернет-доступа от ТТК в техническом охвате на сегодняшний день достигнуто в таких городах, как Славгород — более 60%, Новоалтайск — более 58%, Заринск — порядка 51%.

А у вас есть Wi-Fi?

Домашние пользователи стали активно потреблять контент не только с компьютеров и телевизоров, но и с мобильных устройств. Широкое распространение гаджетов заметно повлияло на стратегии развития и продвижения продуктов операторов ШПД и кабельного ТВ.

В июле 2013 года компания "Сибирские сети" первой вывела на рынок Алтайского края продукт с позиционированием в рамках этой тенденции — беспроводной интернет "Лайк" и телевидение "Лайк ТВ". Провайдер на основе оптических сетей организует в квартирах клиентов беспроводные сети Wi-Fi. Компания начала продавать абонентские устройства, которые удобно использовать при таком формате подключения интернета, — это планшеты, телевизоры и принтеры, способные работать через Wi-Fi. Стандартное подключение проводного интернета и ТВ при желании клиента тоже возможно.

Алексей Путиенко,
директор Алтайского филиала "Сибирских сетей":

Сегодня абонент выбирает оператора, который предоставляет комплексную услугу доступа в интернет с любого устройства в квартире. Рынок технологий развивается стремительно, и чтобы оставаться в нем, операторам нужно предугадывать желания потребителя, уже сегодня разрабатывать и предоставлять сервисы, которые будут востребованы завтра.

По оценке директора филиала "Дом.ru" в Барнауле Руслана Хисамутдинова, распространение мобильных устройств будет трендом, оказывающим значительное влияние на развитие отрасли. Он рассказал, что в апреле "Дом.ru" планирует начать продажи телевизионной приставки второго поколения, которая позволит смотреть телепередачи с мобильных устройств. "Дом.ru" также активно развивает сеть точек доступа Wi-Fi в городах присутствия, в Барнауле их более 80. Абоненты компании при подключении к Wi-Fi сети "Дом.ru" в общественных местах могут получить ту же скорость, которую подключили у себя дома.

Другие провайдеры тоже продают Wi-Fi роутеры, но пока позиционируют это, скорее, как дополнительный сервис. Александр Соловьев рассказал, что ТТК предоставляет их абонентам в рамках проводимых акций, абоненты могут купить роутеры и в офисах продаж и обслуживания, на некоторых тарифных планах они предоставляются в аренду бесплатно. В "Ростелекоме" сообщили, что при подключении к интернету клиенту всегда предлагают на выбор оборудование как с функцией Wi-Fi, так и без нее по его желанию, дополнительно объясняя преимущества беспроводной работы. Для "Интерактивного телевидения" в компании предлагают видеосендеры, которые позволяют подключить ТВ беспроводным способом, и дают возможность смотреть телеканалы и видеофильмы в цифровом качестве в любой точке дома. В МТС рассказали, что на данный момент продают только Wi-Fi роутеры, работающие с сетью мобильной связи 3G.

Особые надежды провайдеры возлагают на развитие современного телевидения в цифровом качестве и формате HD. Его активно развивает "Дом.ru". Абонентам оператора доступно 159 цифровых каналов, в том числе 50 в HD-качестве. Такого количества каналов высокой четкости другие операторы пока не предлагают, хотя тоже уделяют много внимания этому направлению и говорят, что оно останется драйвером роста. "Сегодня аналоговое телевидение “умирает”, — говорит Алексей Путиенко. — На смену приходят цифровые технологии: SmartTV, телевидение на мобильных устройствах и дополнительные сервисы, доступные абонентам только цифрового ТВ". Конкуренция на рынке платного ТВ края усиливается в том числе из-за активного продвижения спутниковых операторов (подробнее см. диаграмму) и внедрения государственного цифрового ТВ.

Везде с абонентом

Руслан Хисамутдинов,
директор филиала "Дом.ru" в Барнауле:

Помимо персональных компьютеров в квартирах все чаще используются ноутбуки, планшеты и смартфоны, а также телевизоры с доступом в сеть. Согласно прогнозам, к 2015 году через эти устройства будет приниматься 10% мирового интернет-трафика и 18% видеотрафика, передаваемого через интернет. Это приводит к тому, что абоненту необходим действительно широкополосный доступ в интернет на высокой скорости. Обеспечение такого доступа и дальнейший рост скоростей становится одной из ключевых задач провайдеров. Еще один тренд — развитие мультискрина, то есть возможности просматривать контент на нескольких устройствах.

Чтобы обеспечить прирост абонентской базы в долгосрочной перспективе, операторы вынуждены непрерывно работать над продуктовой политикой и сервисом. В ближайшие годы операторы перейдут к активному поиску источников долгосрочного роста выручки. Одним из них станет формирование и развитие онлайн-сообществ и проектов — площадок для размещения "тяжелого" цифрового контента. Операторы будут стремиться предложить абоненту максимум услуг, потребление которых будет возможным независимо от его местонахождения. При этом роль провайдера продолжит масштабироваться: к телевидению и телефонии добавятся платежные системы, торговля цифровым контентом, сервисы оплаты услуг ЖКХ и так далее, причем с возможностью получения всех сервисов с одного экрана.

Провайдеры делят край

Доли рынка интернет-провайдеров на массовом рынке ШПД и ТВ в Барнауле и Алтайском крае по итогам 2013 года (в скобках — данные по итогам 2012 года)

Интернет

Алтайский край

"Ростелеком"

41%

(42%)

ТТК

16%

(14%)

"ЭР-Телеком"

15%

(15%)

МТС

9%

(10%)

"Сибирские сети"

7%

(6%)

Прочие

12%

 

Барнаул

"ЭР-Телеком"

31%

(31%)

"Ростелеком"

25%

(26%)

ТТК

18%

(17,5%)

МТС

16%

(17,1%)

"Сибирские сети"

5%

Прочие

4%

(8,4%)

ТВ

Алтайский край

"ЭР-Телеком"

20%

(19%)

"Триколор"

19%

(12%)

МТС

12%

(18%)

"Ростелеком"

8%

(8%)

"Орион Экспресс"

7%

Барнаул

"ЭР-Телеком"

41%

(33%)

МТС

23%

(30%)

"Инвис"

14%

(15%)

"Ростелеком"

8%

(9%)

"Иллюзион"

6%

(8%)

Источник: IKS-Consulting

Цифра

42% жителей Алтайского края на конец 2013 года имели техническую возможность подключиться к интернету (данные IKS-Consulting)

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость