Потребитель

Распродажи в Европе не вызывают восторгов

Возможно, наши читатели уже слышали, что цены на потребительские товары во всех странах Запада сегодня просто рай для покупателей (такие низкие). Однако Андрей Остальский, автор книги "Краткая история денег: Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем?" (книга во­шла в шорт-лист премии "Просветитель" 2008 года), живущий в Лондоне, не испытывает восторгов по этому поводу.

Андрей Остальский:

Рождественские распродажи начались в Англии в этом году на несколько недель раньше, чем обычно. В минувшие выходные в провинциальных торговых центрах, магазинах и супермаркетах было исключительно многолюдно. Народ жадно расхватывал "специальные предложения". Моя жена сообщает, что еженедельный расход нашей семьи на продовольствие и товары первой необходимости сократился на несколько процентов – впервые в нашей жизни. То есть здорово, замечательно и великолепно! Но на самом деле не совсем.

Каждый день приносит новые пугающие сообщения: закрываются или приостанавливают работу заводы, растет число безработных, продажи падают. В целом британская экономика "съежилась" за последний месяц на целый процент.

Если сопоставить все эти данные с неожиданной дешевизной в магазинах, становится ясно: вполне вероятна беда по имени Дефляция.

Для людей, никогда с этим "зверем" не сталкивавшихся, психологически сложно поверить, что он еще опаснее, чем привычная инфляция. Но дефляция означает, что денег не хватает, а значит, будет меньше работы и хуже будет с заработками. А в итоге реальный уровень жизни населения пострадает даже сильнее, чем при высокой инфляции. Это с точки зрения потребителя.

А с макроэкономической точки зрения при дефляции финансовую систему гораздо труднее вывести из шока. Разорение каждой компании бьет (и иногда смертельно) сразу по нескольким другим.

На страницах британских газет тем временем развернулась дискуссия, как в таких ситуациях эффективнее подпитывать систему. Высказывается в том числе старинная идея, что лучше бы это делать снизу, а не сверху. То есть давать деньги напрямую населению, а не всяким там банкам и корпорациям. Знаменитый экономист Милтон Фридман даже придумал в свое время такое выражение: "Сбрасывать деньги с вертолетов". Почти по детской песенке "Прилетит к нам волшебник в голубом вертолете", но подарит не эскимо, а кучу наличности.

Теоретически потребитель побежит с этими деньгами в магазины, торговцы, разжившись наличкой, расплатятся с банками, а те возродятся из пепла и начнут снова выдавать кредиты. И все, экономическое равновесие восстановлено! Но как эта технология может сработать в эпоху деривативов и многотрилллионных виртуальных долгов, никто не имеет конкретного представления. Куда ни кинь, всюду клин. И никаких голубых вертолетов.

Подготовлено РИА "Новости" специально для газеты "Свободный курс".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость