В рамках выставки Управление Алтайского края по развитию рынка и рыночной инфраструктуры впервые провело конкурс среди ремесленников. Несколько предприятий, участвовавших в ярмарке, выставили на него свою продукцию. Однако, как признают сами ремесленники, участие в конкурсе не было для них самоцелью. По словам председателя "Ремесленной палаты Алтайского края" Дениса Козлова, на этапе подачи заявок они вообще не проявляли большой активности. Да и в Белокурихе участники зачастую представляли продукцию, которая была, что называется, под рукой.
Тем не менее победители получили свои звания и денежное вознаграждение в размере 20 тыс. рублей. Лидер номинации "Наш любимый Алтайский край" — рубцовский кооператив "Снежинка" — продемонстрировал керамические емкости. Компания "Алтайагроспецотделение" была награждена за металлическую книгу в номинации "Память о В. М. Шукшине". Лучшим информационным сувениром стал диск "Дорогами Алтая" издательского дома "Альва-медиа".
"Порой образцы, представленные для продажи, были достойнее конкурсных экземпляров, но участвовать согласились немногие. Причина в том, что мероприятие проходило впервые. Большинству мастеров было более интересно просто поторговать. Число приехавших колебалось в районе 10% от всего ремесленного сообщества Алтайского края", — говорит Денис Козлов.
Одной из причин низкой явки стал проходивший в эти же выходные фестиваль имени Михаила Евдокимова в Верх-Обском, куда отправилась часть мастеров. Г-н Козлов также отмечает, что мало кто может в точности сказать, какое число ремесленников в целом работает в крае. И вот с этой точки зрения несомненным плюсом ярмарки, в особенности для представителей районов, является возможность познакомиться с конкурентами и увидеть аналоги своей продукции.
Сегодня это особенно актуально. Мастер деревообработки Сергей Зайцев говорит, что в начале текущего года заказы практически свелись к нулю, возникла необходимость изучать спрос на ремесленную продукцию. Ярмарки, по словам Сергея Зайцева, являются лакмусовой бумажкой рынка. "К примеру, сейчас, как оказалось, в большей мере нужны серьезные дорогие вещи. Мы всегда старались сделать образцы как можно дешевле, но сейчас они будут продаваться дольше, чем дорогостоящая продукция", — рассказывает он.
Денис Козлов, наоборот, считает, что основной проблемой отрасли является высокая конкуренция с китайским ширпотребом, который дешевле в три раза. "Этот товар сейчас наиболее конкурентоспособен, поскольку покупательная способность у людей невысока", — комментирует собеседник.
Впрочем, последние итоги работы вселяют в ремесленников некоторый оптимизм. Сергей Зайцев на своем примере ощущает, что кризис в ремесленной отрасли сейчас идет на снижение. На продукцию деревообработки начали появляться заказы. "Три месяца, начиная с января, раньше у меня были максимально удачными по сбыту подставки для цветов. В этом году первое полугодие было провальным", — объясняет представитель ремесленной отрасли. На ярмарке же он получил несколько предложений по совместной деятельности. "Одним из направлений, которое я раньше развивал, было изготовление полуфабрикатов для мастеров. У меня сильная техническая база и хорошие материалы: дуб десятилетней выдержки, рябина, облепиха. С использованием этого сырья я могу делать заготовки для ремесленников", — рассказывает Сергей Зайцев.
Денис Козлов считает, что для развития отрасли необходимо, чтобы в туристических зонах края были организованы места продаж сувенирной продукции. Заинтересованные в ее присутствии муниципалитеты выделяют землю под такие объекты. Небольшой участок для размещения торгового ряда ремесленников появится в Сростках. Ведутся переговоры с администрацией Белокурихи. На уровне идеи существует проект создания "улицы мастеров" в Красногорском районе — некоего местного Арбата. Сложность заключается в том, что ремесленники не готовы вкладывать в эти начинания собственные средства. А для предприятий, которые в большей мере ориентированы на опт и цивилизованную розницу, такое направление не вполне интересно. "Нам выгодно получать оптовые заказы на керамические емкости от ликероводочных заводов. Сувенирную продукцию мы предпочитаем реализовывать через магазины. Раньше с продвижением было сложнее, а сейчас удобно находить заказы через Интернет", — поделился мнением директор кооператива "Снежинка" Юрий Голубев.
Самое важное - в нашем Telegram-канале