Оставьте в покое
Когда тебе приходит бумага, что ты за что-то кому-то недоплатил, хотя ты добросовестно платишь из месяца в месяц, это как минимум обидно. Ладно уж, не надо нам наград за пунктуальность – оставьте хоть в покое.
В Смоленском районе летом прошлого года уведомления о долге за электричество получили многие, большинство – пожилые люди из удаленных от райцентра сел, рассказывает Татьяна Аткина, корреспондент газеты "Заря". Пожилые – они у нас самые добросовестные. А тут грозная бумага: не погасите долг – отключим, за подключение – 5 483 рубля 65 копеек.
– Одна пожилая женщина, получив уведомление, не спала ночь, а утром не могла встать на ноги, – продолжает Татьяна.
– Знаю людей, которым пришлось заплатить повторно, у себя они нашли не все квитанции, – рассказывает Петр Богданов.
Сам Петр Васильевич хранил квитанции за 30 месяцев. Поэтому, получив уведомление о долге в 1 084 рубля, поехал разбираться.
В Смоленском участке "Алтайэнергосбыта" Петр Васильевич все свои квитанции показал, вопрос, казалось бы, решен, претензий к нему нет.
– Я обратился в редакцию газеты "Заря" с просьбой дать жителям разъяснение, почему работники энергосбыта не делают сверку задолженности, – ходят же они по квартирам, проверяют пломбы, – объясняет он.
Однако ответ Александра Панова, начальника филиала "Белокурихинский", возмутил Петра Васильевича. "Богданов в квитанциях об оплате указывал показания счетчика меньше, чем было по данным учета энергии", – сообщал начальник в газете. Тогда Петр Васильевич и подал иск в суд.
Работа над ошибками
И райсуд принял решение в его пользу: признать, что опубликованные сведения не соответствуют действительности, порочат честь и достоинство истца. Энергетики попытались было обжаловать решение, но вновь проиграли: теперь они обязаны возместить ему моральный вред (2 000 рублей) и опубликовать опровержение. Заседание краевого суда прошло 28 января и уже вступило в силу.
– И дело не в деньгах, дело в системе, – поясняет Петр Васильевич.
В самом деле, если максимальный срок неоплаты по закону три месяца, а 30 месяцев к человеку нет вопросов, зачем хранить квитанции за три года, как того требуют коммунальщики?
– Разработайте ясные правила и доведите их до каждого, – продолжает Богданов. – Проводите сверку задолженности, чтобы я знал: если в апреле у меня горит свет, значит, за декабрь долга нет. И не надо будет хранить квитанции больше трех месяцев. Такое нежелание выстраивать понятные юридически обоснованные отношения наводит на мысль, что в этом бардаке можно половить рыбку. Безнаказанно.
Вместо примечания
Конечно, энергетики тоже люди, могут и ошибиться. Правда, пенсионерка Галина Кривобокова из села Точильное (в прошлом учитель), которой контролеры накануне Нового года сообщили о долге, не считает действия энергетиков ошибкой. Ей и ее мужу пришлось не раз съездить в Смоленское (18 км), чтобы найти утерянные энергетиками квитанции. Хуже того, получив распечатку своих начислений, она поняла: не она должна за электричество, а ей.
– Раньше льгота учителям составляла 31 киловатт-час, а в 2007 году ее привязали к площади квартиры, и моя льгота составила 50 киловатт. Нас об этом не уведомили, и я переплачивала каждый месяц, – говорит она.
Переплата составила около 1 500 рублей. Кстати, затраты на поездки в райцентр ни Галине Тимофеевне, ни Петру Васильевичу никто, естественно, не компенсировал.
Комментарий
Пресс-служба "Алтайэнергосбыта":
К сожалению, сотрудники энергосбытовой компании не всегда могут сразу отследить достоверность и своевременность поступления денежных средств от потребителя в сторонние организации, а также предоставление данными организациями квитанций об оплате "Алтайэнергосбыту". Именно с этим и связано недоразумение, произошедшее в Смоленском районе, которое привело к ошибочному направлению уведомления о задолженности за электроэнергию потребителю. Для предотвращения подобных ситуаций между организациями, осуществляющими сбор денежных средств с населения в пользу "Алтайэнергосбыта", проводится служебная проверка.
При заключении договоров мы советуем потребителям хранить квитанции в течение трех лет. В подобных ситуациях, которые, увы, предсказать невозможно, эти документы позволят все расставить на свои места. Если, по вашему мнению, вам выставили неверный счет, вы можете обратиться в свою энергоснабжающую организацию и по этим квитанциям произвести сверку задолженности.
В целях улучшения качества обслуживания клиентов в ближайших планах "Алтайэнергосбыта" – создание единого call-центра, который позволит решать большинство проблем не выходя из дома. Тогда ответы на все вопросы клиенты смогут получить по телефону или через Интернет.
Совет
Коммунальщики требуют заплатить несуществующий долг. Что делать?
Сергей Тимченко,
юрист:
Если вы заплатили, значит, признали требования энергетиков. Если квитанция не сохранилась, можно попросить получить выписку в банке или на почте. Информация о таких платежах хранится в компьютере три года. Однако такая услуга обычно платная! Кроме того, возможны ошибки оператора при наборе информации. Поэтому ваш лучший аргумент – квитанция, ее, как и деньги, надо хранить.
Платежные документы надо хранить три года – срок исковой давности в соответствии с Гражданским кодексом. Если квитанции не сохранились, но вы уверены, что платили, предложите коммунальной компании взыскать долг через суд. Тогда они должны будут доказывать, что вы являетесь неплательщиком, для чего поднимут выписки с вашего лицевого счета. Но если вы не правы, вам придется оплатить и судебные издержки.
Самое важное - в нашем Telegram-канале