Три несчастных дня
14 января на 48-м километре трассы Белоярск - Заринск произошла крупная авария, в которой пострадали четыре человека. Водитель КамАЗа, увидев в свете фар пьяного пешехода, во избежание наезда выехал на встречную полосу движения. В это время по ней двигалась "Газель" с четырьмя пассажирами. Избежать столкновения не удалось. В итоге в ЦРБ Заринска были госпитализированы женщина с закрытой черепно-мозговой травмой, переломом ребер и ушибами внутренних органов и мужчина с закрытым переломом правого бедра. Травмы различной степени тяжести получили водитель "Газели" и пешеход.
15 января ДТП с "Газелью" случилось в районе Присягино. "Газель" № 205, следовавшая по маршруту Барнаул - Новоалтайск, выехав на встречную полосу движения, столкнулась с автомобилем "Хонда". В результате произошло опрокидывание "Газели", в которой находились три пассажира. К счастью, в той аварии никто серьезно не пострадал.
А барнаульская "Газель" маршрута № 18 перевернулась от удара о заднюю часть автомобиля "Тойота-Платц". Это произошло 16 января в районе остановки "Кардиоцентр". Из десяти пассажиров серьезно пострадал только ребенок - мальчик 2005 года рождения. С ушибами мягких тканей головы и подозрением на сотрясение головного мозга он госпитализирован в городскую больницу № 1.
Кто ответит за ДТП?
- По 60 тысяч рублей в качестве материальной помощи я выплатил двум бабушкам, пострадавшим в ДТП с участием "Газели" под управлением моего сотрудника. Это было несколько лет назад. А потом этот водитель, который обещал вернуть мне деньги, взял и ушел, пропал", - рассказывает автопредприниматель Сергей Гриднев (в его парке 66 автобусов большой вместимости и 30 "Газелей"). Ответственность за пассажиров должны нести оба - хозяин транспортного средства и тот, кто им управлял.
По его мнению, основная проблема сегодня - это нехватка водителей, низкий уровень их ответственности перед начальством и обществом. Ежедневно в автопарке простаивает по 20 автобусов - управлять ими некому. Та же ситуация и на предприятии "Евробус", руководит которым председатель Барнаульского городского общества автопредпринимателей Валерий Леонов. Совместно с Гридневым они даже начали набирать сотрудников и оплачивать их обучение на водителя пассажирского транспорта. Кто-то остается, а кто-то уходит, обучившись за чужой счет.
Выдержать этот рабочий ритм очень сложно.
- Я всегда говорю своим водителям: не надо гнать! Есть график, но есть и пробки. Попал в нее - лучше стой, но не нарушай правила дорожного движения, - рассказывает Леонов. Кстати, тот факт, что в последнее время в Барнауле увеличилось число водителей из сельской местности, Валерий Петрович оценивает с долей позитива: "Эти ребята плохо знают городские уловки на дорогах, поэтому, как правило, осторожны".
То, что в Барнауле есть случаи, когда водитель выпивает на линии или употребляет наркотики, - не секрет. Есть даже те, кто ездит с фальшивыми путевыми листами и липовыми правами. Как правило, это газелисты-однодневки. Такие чаще всего и становятся виновниками серьезных ДТП с пассажирами, и, как правило, ответственности за такие ДТП нести просто некому.
Опрос: "А вам не бывает страшно в "Газели"?"
Татьяна Уманец, художница:
- Мне абсолютно не страшно ездить в "Газелях"! Это единственный вид транспорта, который устраивает меня как по скорости, так и по маневренности и разнообразию маршрутов. Вопрос безопасности меня волнует, когда слышу про аварии и думаю о том, что и мои дети ездят в "Газелях". Но пока этот вид транспорта выигрывает по многим параметрам, я не могу от него отказаться.
Александр Рахмилевич, врач:
- Периодически я боюсь садиться в "Газели", ведь за рулем может оказаться неквалифицированный человек! Я знаю про дефицит кадров на автопредприятиях, знаю про условия труда, но когда говорят, что им мало платят… Зарплату в 8-10 тысяч считаю вполне достойной. Многие молодые врачи получают меньше, но это же не значит, что нужно относиться халатно к своим обязанностям. Но думаю, что, даже если убрать все "Газели", аварийность на дорогах не снизится. За пассажирами будут гнаться большие автобусы, а это уже страшнее…
Ирина Островских, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Барнаульского педуниверситета:
- Газелисты ездят ужасно, но что делать? Я сама попадала в мелкое ДТП на маршрутке. Ответственность должен нести в первую очередь водитель, у которого в салоне живые люди, а во вторую очередь работодатель, который ставит сотруднику задачу как можно быстрее выполнить план и сделать максимальную выручку. Хотя газелисты тоже люди, а условия труда у них просто ужасные - сплошной стресс!
Комментарий специалиста
Евгений Зубов, заместитель начальника отдела организации ДПС и исполнения административного законодательства управления ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю:
- Мы уже пятый год ведем войну с "Газелями", и их количество на дорогах Барнаула заметно сокращается. Эта машина не приспособлена для пассажирских перевозок изначально. Грубо говоря, сделали фургон, прибили к деревянному полу сиденья, не оснащенные ремнями безопасности, и поехали. В случае ДТП с такой маршруткой основную ответственность должен нести владелец транспортного средства. А водителя могут наказать административным штрафом, лишить прав, в случае причинения тяжкого вреда здоровью людей завести уголовное дело. Когда на дорогах в качестве пассажирского транспорта останутся только маленькие автобусы китайского и корейского производства, а также большие автобусы, которые отвечают требованиям безопасности, надеюсь, ДТП с участием пассажирского транспорта станет меньше.
Самое важное - в нашем Telegram-канале