"Промоушн-акция" российской новинки гражданского самолетостроения "Суперджет-100" вновь стала набирать обороты: комитет Госдумы по транспорту предложил лидирующей партии взять под контроль реализацию проекта "Суперджет-100".
На официальном сайте проекта "Суперджет-100" появилась информация об очередных летных испытаниях этого самолета на этой неделе в небе у Комсомольска-на-Амуре. И после этих испытаний "Суперджет-100" подвергнется комплексу проверок в подмосковном Жуковском (по плану, это произойдет в июле) и Сибирском научном институте авиации.
Мы помним, как еще лет пять назад, правда, без такого масштабного ажиотажа, расхваливались "Туполевы" - 204-й и 214-й. Что это самолеты будущего нашего отечественного авиапрома (речь, конечно, о машинах гражданской авиации, - прим. авт.). Но что-то отказываются крупные российские авиаперевозчики от отечественных машин, все чаще предпочитая "арбузы из Тулузы"* или бэушные "боинги".
И вообще – насколько он необходим нам, обычным беспартийным пассажирам-потребителям этот "100-й Суперджет"? Особенно тем, у кого большинство полетов как раз не "регионального значения", а дальнего?
О проблеме самолетостроения в нашей стране рассказывает Виталий Архипенко, генеральный директор авиапредприятия "Алтай". По его мнению, сейчас очень остро стоит вопрос о дефиците в стране воздушных судов:
- Отечественных самолетов практически не осталось, всего несколько десятков Ту-154. Да и слишком они затратны для авиаперевозчиков, и в плане экономической эффективности им гораздо выгоднее эксплуатировать зарубежную технику. Тот же Ту-154 из Барнаула до Москвы "съедает" 24 тонны керосина, а А-320 всего восемь тонн. Разница ощутима. Поэтому авиакомпании стараются приобретать зарубежные лайнеры. Но ведь и их на рынке практически нет! Ни "Боингов", ни "Эйрбасов". Это большая проблема. Уже в нынешнем, 2008 году, на рынке России ощущается нехватка воздушных судов. Новых, российских на подходе нет. Проекты Ту-204, Ту-214 как-то потихоньку «заглохли». Да, много говорят про "Суперджет-100" Но первый "штучный" экземпляр его появится не раньше 2009 года. И в год планируется собирать по четыре самолета. Что значит для такой страны эти "штуки"? И потом, это самолет, скажем, мелкого класса – ведь на борту могут лететь порядка 100 человек. Получается, "Суперджет-100" просто станет современной заменой Ту-134. Не более того.
Тем не менее, всем нам хотелось бы верить в светлое будущее отечественного авиапрома, чтобы не получилось как в анекдоте: "в связи с ремонтом аэропорта, самолеты будут улетать с вокзала".
* "Арбуз" - на слэнге летчиков – Airbus, которые собирают во Франции.
Лариса Васильева.
Самое важное - в нашем Telegram-канале