Для работы над материалом мне, конечно, нужно было посетить презентации компаний, о которых я писала. В "Сити-центре" мне вручали карточку с надписью "Уникальная акция" от "Меридиана". Но не перезвонили.
Тогда я позвонила сама, уже в "Азимут 360" и "Сибнову". В "Азимуте" не слишком приветливый молодой человек заявил, что получить скидку 30% я смогу, лишь если мои данные запишет промоутер в одном из торговых центров. "Сибнова" же, спросив о наличии мужа, заграничных поездок и возрасте, записала меня на акцию прямо по телефону.
Начитавшись историй в интернете ("Зомбируют! Врут!"), я приготовилась в случае чего отбиваться сумкой. Но все оказалось совсем не так страшно.
Помещение фирмы по оформлению напоминало турагентство: всюду фото живописных пейзажей заграницы. Играла тихая музыка. В зале, где одна из стен была увешана какими-то официальными документами и семейными фото с отдыха не известных мне людей, сидели за столами около 20 человек.
— Абракадабра, пщщ! — восклицала бегающая по комнате девочка с темными косичками, размахивая карандашом, как волшебной палочкой.
— Поймай ее, — приказала мужу высокая, дорого одетая дама. Но семьи вокруг с виду самого разного достатка.
Началась презентация. Показали видео, где счастливые люди бродили по тайским пляжам и красивым апартаментам. Менеджер за две минуты набросала на доске табличку "Турагентство — “Сибнова”". Из взятых "навскидку" цифр автор таблицы сделала вывод, что 7 тыс. евро за пять семейных поездок по две недели выгоднее, чем цена за такие же пять в турагентстве. Дальше пришедшим предложили пообщаться с другими менеджерами — у каждого столика сидел такой.
У нас сидела Надежда. Никакого сверхдавления она на нас не оказала. Да, чертила схемы, демонстрирующие гипотетические выгоды отдыха по пакетам недель с "Сибновой". Но дала понять, что в пакеты не входят перелет, страховка и т. д. Да, долго показывала нам альбомы путешественников по Таиланду и Испании, где с фото улыбался финансовый менеджер, находящийся в этой же комнате. И да, в процессе она как бы мимоходом уточняла, где именно мы работаем, как часто и где отдыхали. Но это не удивляло: такова профессия любого продажника.
Поняв, что мы не будем ничего покупать даже со скидкой 20%, Надежда дала нам подарочный сертификат на неделю отдыха на Канарских островах. На сертификате написано, что он учрежден "в связи с проводимой рекламной кампанией по продвижению системы владения отдыха на территории Алтайского края". И воспользоваться им можно при условии участия в "рекламной ознакомительной презентации" об этой системе на Тенерифе.
Покидала "Сибнову" я в недоумении. Отзывы людей, которые заключали договоры на таких презентациях, начинаются одинаково: "Вообще я серьезный бизнесмен/большой скептик/полковник в отставке. А тут меня словно околдовали!". Но как околдовали-то? Рекламой о пляжах? Она вряд ли может заставить человека утратить критическое мышление и даже не читать договор, который он подписывает.
Как посетитель акции думаю, что ответ тут скорее — всемогущая халява. Ход стар как мир: пообещай человеку то, что он и так хочет, но со скидкой. И станет неважен ни его статус, ни склад ума. Абракадабра, пщщ! Его деньги ваши.
Самое важное - в нашем Telegram-канале