В Москве на "Интурмаркете" были два равных зала. Один был отдан зарубежным странам. И там превалировали Египет, Болгария и Турция. Второй зал был российским, с самого входа в который был виден красивый зеленый стенд Алтайского края.
Если сравнивать Египет и Алтайский край, то наш стенд был функциональнее. У египтян был просто имиджевый вариант: настелены ковры, по ним ходят люди, а работающих на стенде нет. Из российских регионов Якутия в прошлом году выбрала такой же путь: выкупила большую площадь, застелила ее шкурами "под снег" и на гигантский стенд поставила одного человека. Но такой вид вызывает некий положительный имидж: "Сколько ж у них денег".
На нашем стенде было проведено несколько презентационных мероприятий. Во-первых, была официальная часть. На стенд пришел губернатор и привел всех, кто нам был нужен: пресс-службу Ростуризма, министра… целую делегацию. Почему это важно для операторов? Потому что это прямой контакт на очень высоком уровне. Это выглядело уже как серьезный посыл.
Была проведена презентация кедровой пантовой бочки. Все было натурально: сидел человек с раскрасневшимся лицом, шел пар. Люди после этого подходили уже сразу к операторам, чтобы узнать, в какие туры включены такие процедуры в бочке и сколько это стоит.
Кроме того, каждые полчаса у нас выступал коллектив "Вечерки". Народ бросал стенды "Золотого кольца" и бежал смотреть, как наши казаки с саблями танцуют. Проводилась дегустация сыров. Чарышский район привез мед. Не говоря уж о том, что на стенде от Главного управления экономики и инвестиций края постоянно находились и Михаил Павлович Щетинин, и Иван Петрович Беляков, и Олеся Викторовна Дойнеко (курируют в Главэкономики развитие туротрасли. – Примечания газеты "Ваше Дело"). И они каждого, кто к ним подходил с конкретным предложением, брали под руки и подводили к нам, операторам. У нас с администрацией шла активная совместная работа.
Собственно, администрация предоставила нам условия участия в выставке. Мы размещались на стенде бесплатно. Вообще, присутствие на выставке стоит немалых денег: в прошлом году – около 30 тыс. рублей только за факт присутствия на стенде, не считая перелета, проживания и т. д. Для компании в межсезонье это немалые средства. Мы в этом году за свой счет должны были только прилететь и разместиться.
Многие компании, даже понимая, что выставки – вещь затратная, предпочитают в них участвовать, потому что, если ты не делаешь этого, значит, у тебя какие-то проблемы. Поэтому участвовать нужно обязательно. К тому же в этом году самая лучшая часть регионального стенда была отдана именно операторам, а не администрациям. Тут краевые власти правильно все рассчитали: помимо имиджевых задач есть еще и коммерческие.
Если говорить о поиске партнеров, то в этом плане выставки практически умирают, потому что есть Интернет, электронные СМИ. Выставка дает возможность установления личных контактов. В этом году, например, я участвовала в системе "профессиональный покупатель", была в составе группы из 40 человек из разных регионов. С московскими-то операторами мы работаем, продвигаем свой продукт на европейский уровень, но при этом не очень хорошо знаем, что, оказывается, в Перми уже есть спрос на Алтай, в Екатеринбурге он огромен. То есть выставки по-прежнему хороши для определения вектора, тенденций спроса.
И одним из главных выводов, которые я сделала на выставке, заключается в том, что время просто презентаций прошло. Администрация это делает уже лучше нас. Раньше мы в каталоги включали информацию о регионе, о туристских магнитах, о природных ресурсах. Сейчас это неактуально. Потому что у администрации гораздо больше данных. То есть нам нужно везти на выставки буквально туры, чуть ли не бланки заказа с нашей подписью для оформления конкретных заявок.
До "Интурмаркета" мы участвовали на выставке ITB в Германии. Если говорить о стенде края там, то о нем появился даже анекдот, но совершенно правдивый. Наш стенд был больше, лучше и значительнее, чем вся Россия вместе взятая. В Европе Алтай не знают настолько, чтобы представлять даже, где он находится. И некоторые думали, что стенд Алтайского края – это экспозиция какого-то нового отдельного государства.
Конечно, на ITB стояли иные цели. Там мы продвигали продукт – Алтай. Продукт Байкал знают, а продукт Алтай – нет. Некоторые посетители, даже выходцы из России и представители некоторых московских операторов, говорили: "Алтай? Ну, это же рядом с Байкалом". Приходилось каждому объяснять, что это не так.
Самое важное - в нашем Telegram-канале