— Сколько себя помню, автомобили — это моя страсть. Мой дед работал водителем в автороте в селе Налобиха Косихинского района. И до школы я много времени проводил в деревне. Так что он едва ли не с двухлетнего возраста брал меня с собой в рейсы на небольшом грузовике (сначала это был ГАЗ-51, потом ГАЗ-52). Усаживал на колени, давал подержаться за баранку, а со временем даже "порулить" на безлюдной проселочной дороге. Помню, уже в детском саду я единственный в группе знал: чтобы машина ехала быстрее, нужно не руль крутить сильнее, как думали другие мальчишки, а давить на газ. Так что и первые знания о правилах дорожного движения, об устройстве автомобиля, и навыки вождения – все это тоже из детства.
На пенсию дед вышел, когда мне было 10. И к этому времени я уже имел кое-какой опыт самостоятельного вождения. Мог даже сам отогнать грузовик в нужное место по его поручению. Любовь к автомобилям у меня, можно сказать, в крови.
Когда я поступил в институт, дед купил "Москвич-412". Прав у меня, естественно, тогда еще не было, но тем не менее по деревне на этом автомобиле ездил исключительно я. После смерти деда "Москвич" и стал первой по-настоящему моей машиной.
С детства мечтал стать шофером, как мой дед. Не стал. Но страсть эта осталась на всю жизнь. Мама иногда шутит: вот, мол, ты и стал шофером. Ведь где бы я ни работал, я всегда на автомобиле и всегда сам за рулем, хотя есть возможность ездить с водителем.
На север через юг
— Официально права я получил только в 1985 году, а собственную машину купил в начале 90-х. Помню, что тогда копил именно на машину — ничего другого не хотел. А с 1992 года я постоянно за рулем. Получается, что у меня 20 лет стажа, и в отдельные годы я наезжал больше 100 тыс. километров, но я сейчас проезжаю в районе 50 тыс. ежегодно. Как-то посчитал — получилось, что проехал больше 1,5 млн. километров. Из-за руля я не выхожу практически в буквальном смысле. Как-то занимался продажей экскаваторов, надо было ехать на север Пермского края. Просчитали логистику: чтобы добраться до места, надо несколько перелетов и на месте добираться на автобусе. Я подумал: а почему бы не поехать на машине? В итоге за неделю проехал 7 тыс. километров.
Автопутешествия начались в 2006 году, когда мы с женой решили поехать на автомобиле к друзьям в Москву. Заехали в Питер, прокатились по "Золотому кольцу", и нам так это понравилось! Такое возникает ощущение пространства, свободы, независимости!
Через год мы уже побывали в Красноярском крае и Хакасии.
В следующий раз мы захотели съездить на Север. Мне хотелось в Мурманск, потому что это за полярным кругом, там Североморский флот, да и вообще я там никогда до этого не был. А моей жене Ольге хотелось побывать в Архангельске. А наши друзья захотели на юг. Мы подумали: почему бы с ними не доехать до юга, а потом не махнуть на север? У друзей в итоге та поездка не заладилась, им пришлось вернуться, а нам удалось совершить наше путешествие.
В общей сложности мы тогда проехали на автомобиле 16 тыс. км. В этом путешествии с нами произошел любопытный случай, окончательно убедивший меня в том, что мысль, особенно в дороге, материальна.
У меня в Карелии есть хороший товарищ, у которого в Петрозаводске можно было бы остановиться на ночлег. Но, как назло, я забыл его координаты. Все наши попытки в течение нескольких дней через общих знакомых найти его адрес были тщетны. И что вы думаете: на границе с Карелией сотрудник ДПС проверяет документы у водителя местной машины, а водитель — Андрей, про которого мы так сильно думали несколько предшествующих дней. Материализовался.
Меня иногда спрашивают, почему вместо этого не путешествовать на самолетах? Я всегда отвечаю, что именно автомобиль дал мне возможность получить представление о нашей стране. Никак по-другому ощутить масштаб России не удастся. Чем больше ты ездишь и видишь, тем больше понимаешь, что в стране огромное количество интересных мест.
С автомобилем не расстаюсь и в заграничных путешествиях. Как-то друзья пригласили нас в Италию, и мы с женой решили поехать туда на автомобиле. В результате мы проехали Украину, Венгрию, Австрию, практически всю Италию пересекли с севера на юг, посетили Ватикан, потом побывали во Франции, Швейцарии, Германии, Чехии и через Украину вернулись домой. Накатали почти 17 тыс. км.
Привыкай к скорости
— Обычно мой среднесуточный пробег (на марше) — в районе 1 тыс. километров. С условием, что мы останавливаемся на ночь. Вообще, мой режим — проехать два-три часа в хорошем темпе, а потом остановиться, чтобы попить кофе или размяться.
Моя максимальная скорость — 250 км/час, точнее, 249 км/час по спидометру, до которой я разгонял Subaru-Impreza WRX, но это только разгонял, не могу сказать, что я с такой скоростью ездил.
Да, я люблю ездить быстро. Вернее, любил. С возрастом эта страсть несколько утихает. Безопасность становится основным приоритетом. Кстати, именно из-за любви к скорости в "Ротари-клубе" у меня было прозвище Вжик.
Быстрая езда совершенно не подразумевает, что вы постоянно держите стрелку спидометра за отметкой 180 км/час. Это под силу только профессиональным спортсменам и то в условиях соревнований. Не могу сказать, что я лихой водитель. Есть водители, которые подрезают, обгоняют перед близко идущей встречной машиной, не включают сигналы поворотов — создают сложности для других участников движения. Не столько быстро едут, сколько демонстрируют, что они быстро едут. Сплошная нервотрепка для себя и для других. Хочешь быстро ездить — привыкай к скорости постепенно, соотноси себя с потоком, в котором идешь, знай, что другие участники движения тебя если замечают, то в самый последний момент.
Вообще, если пассажир в моей машине не смотрит на спидометр, он и не подозревает, с какой скоростью подчас мы едем. Как-то раз подобрал студента на Новосибирской трассе, подвез его до Тальменки. Он долго мне рассказывал про свои студенческие мытарства, чувствовал себя вполне комфортно. В конце поездки взглянул на спидометр, замолчал, потом спрашивает: "У вас спидометр правильно показывает?" Смотрю, а у меня скорость больше 180 км/час. "Я,— говорит он, — с такой скоростью даже на компьютере "не ездил".
Правила автопутешествий
Ночлег
— На ночевку нужно останавливаться пораньше. Если до 9 часов ты не нашел место в отеле, то потом могут возникнуть сложности и придется ночевать в машине. Причем ночлег иногда бывает очень недорогим. Как-то мы не успевали доехать до Саратова, остановились в Чапаевске. Там есть площадь, где люди предлагают ночлег. Нам он обошелся по 200 рублей на человека. В стоимость входило койкоместо (причем в комнате были только мы вдвоем), была истоплена баня, нас накормили и еще в дорогу дали огурцов и помидоров.
Подарки
— Мы всегда берем в дорогу сувениры. Вообще, Алтай славен природными дарами. Мед, бальзам, биологически активные добавки, косметику на основе трав — все это и берем. Сувениры всегда могут пригодиться. Как-то в Волгограде была сильная жара, сложная дорога — смотрю, у меня на хвосте "Опель-Астра" (из Свердловской области) и не отстает. До города мы дошли вместе и расстались. Очень долго плутали по Волгограду и уже на выезде на второстепенной дороге встретили этот "Опель". Он радостно замигал фарами, мы вышли, пообщались с ними как со старыми знакомыми. В дороге происходят такие вещи, и всегда приятно подарить сувенир в память о таких встречах.
Скоростной режим
— Правила дорожного движения очень логичны. Запрещения обгонов просто так не ставятся — они располагаются там, где закрытые подъемы или глухие повороты.
Бывает, обгонишь автомобиль, а его водитель начинает демонстрировать свои умения и возможности — обгоняет тебя, а затем снова снижает скорость до привычного ему значения — создает помеху.
Обгон должно совершать только с одной целью — с целью поддержания выбранного скоростного режима. Я не рекомендую никому руководствоваться эмоциями на дороге и устраивать гонки. Идите по трассе
в привычном и комфортном для вас темпе.
Сон
— Очень важно правильно оценивать свое физическое состояние, усталость подкрадывается незаметно. Петь песни, умываться снегом, жевать что-то — все это у меня в прошлом. Опытные водители могут подтвердить: эффект от всего этого кратковременный, сомнительный и чреват печальными последствиями. Устал — остановись и поспи. Чаще всего мне достаточно 15–20 минут, для того чтобы мозг отдохнул. Даже если на это уйдет больше времени, поверьте, это стоит того.
Справка
Автомобиль из Баварии
"Сейчас я езжу на Audi Q5. Про эту марку, честно скажу, даже никогда не думал, — говорит г-н Чесноков. — А потом просто решили зайти в салон посмотреть. Сел за руль и понял, что моя машина. Со всех сторон: эргономика, размер, технические характеристики, и ничего лишнего. В Баварии я ей говорил: "Вот это твоя родина. Смотри, как твои сестры здесь живут: дороги идеальные, только высококлассный бензин, чистота и порядок. Зато ты за полтора года проехала 75 тыс. в условиях, как говорят в армии, максимально приближенных к боевым. И пока порядок".
Досье
Чесноков Борис Анатольевич родился в 1962 году в городе Барнауле. В 1984 году окончил энергетический факультет Алтайского политехнического института им. И. И. Ползунова. Работал в Алтайском моторостроительном производственном объединении, занимался предпринимательством. С 2002 года возглавляет Алтайскую торгово-промышленную палату. Член президиума ТПП Российской Федерации. Женат, двое детей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале