Внутриотраслевое бурление по данному вопросу выплеснулось наружу 24 марта в Алтайской торгово-промышленной палате на "круглом столе", посвященном рекламе туркомпаний и турпродуктов. Представители ряда фирм весьма эмоционально дискутировали по поводу этичной работы коллег на рынке.
Известно, что агентство является своего рода посредником между клиентом и туроператором. Стоимость путевки, которую приобретает турист, включает в себя так называемую агентскую комиссию, она составляет от восьми до 14%, но чаще всего 10–12%. Агентство может предоставлять скидку только в рамках собственной комиссии. Поэтому когда турфирма дает скидку 10%, это значит, что ее доход с тура минимален.
Любопытно, что проблема агентского демпинга, как его уже назвали старожилы отрасли, впервые ярко проявила себя в прошлом году. Участники рынка называют несколько причин, по которым это произошло. Прежде всего, на рынок вышли молодые турфирмы, которые стали проводить агрессивную ценовую политику.
Еще одну причину называет Роман Егоров, представляющий компании "Магазин горящих путевок" (работает по франшизе) и "Ярмарка путевок". По его мнению, из-за того, что в прошлом году был сорван сезон в Горном Алтае, ряд туркомпаний, активно работающих по этому направлению, были вынуждены искать компенсации потерь на продаже зарубежных туров, поэтому-то их так и взволновала проблема скидок.
Избалованный снижением цен турист стал требовать дисконты от всех компаний, многие из которых, разумеется, возмутились. Многолетние игроки рынка полагают: дело не только в том, что увеличение размера скидки неминуемо влечет за собой ощутимое снижение рентабельности, предельный размер дисконта в принципе не позволяет профессионально и качественно обслуживать клиентов и развиваться бизнесу.
Евгения Сутягина,
директор компании "Роза ветров":
Демпингующие турфирмы сами себя обворовывают. Допустим, тур стоит 60 тыс. рублей на двоих. Агентская комиссия — 12%, это 7,2 тыс. рублей. Дается скидка 10%, то есть 6 тыс. рублей. Агентству остается 1,2 тыс. рублей. А ведь нужно заплатить налог, оплатить аренду помещения или коммунальные услуги, телефонные переговоры, Интернет. И еще зарплату. С каких доходов?
Кроме того, по ее руководителя "Розы ветров", турфирме необходимы средства и для развития: менеджеры должны посещать те страны, которые они "продают", ездить в рекламные туры, узнавать подводные камни и возможные неприятности, которые могут возникнуть на пути туриста.
Евгения Сутягина,
директор компании "Роза ветров":
Иногда менеджеры в молодых компаниях не знают не то что стран, но даже элементарного — например, что такое таможня и как ее проходить.
Как полагают противники скидок, проявлять чудеса ценовой гибкости некоторым молодым компаниям помогает тот факт, что для их собственников туризм не единственный бизнес, и они имеют возможность финансово поддерживать работу агентств за счет доходов от других направлений (транспортные услуги, сделки с недвижимостью и пр.). Евгения Сутягина полагает, что рано или поздно деятельность таких агентств прекратится: "Основная цель бизнесмена — получать доход. При таком подходе турагентств к работе это невозможно".
У молодых туркомпаний свои резоны. Прежде всего они опровергают мнение коллег о том, что работают "в ноль" или с убытками.
Владимир Алешин,
один из руководителей компании "Меркурий":
Просто они не понимают, как мы работаем. Максимальный размер скидки, разрешенный нам туроператором, — 5%. Все слова о более высоких скидках, которые мы якобы предоставляем, не соответствуют действительности.
Роман Егоров предлагает рассматривать вопрос более взвешенно. Во-первых, он так же, как и многие коллеги, утверждает — никто не будет работать себе в убыток: "Мы платим вполне достойные зарплаты, налоги". Во-вторых, считает он, размер предоставляемой скидки — дело каждой отдельно взятой компании, поскольку у разных турфирм различные представления о достаточном уровне доходов.
По словам г-на Егорова, компании, которые представляет он, предоставляют скидки до 5%. Однако, считает предприниматель, некорректно сравнивать работу, например, "Магазина горящих путевок" и других, более мелких агентств — слишком велика разница в потоке туристов.
Роман Егоров,
компании "Магазин горящих путевок" (работает по франшизе) и "Ярмарка путевок":
К нам приходит в разы больше клиентов, в том числе за счет предоставляемых нами дополнительных сервисов. Мы в день и не в сезон обслуживаем около 60 человек. Это так же, как небольшой магазин формата "у дома" не может себя сравнивать с "Марией-Ра".
По его словам, именно благодаря значительному потоку клиентов им удается получать дополнительные, более выгодные условия от туроператоров.
"Скидочная" кампания сильно встряхнула рынок. В результате часть туркомпаний предпочла сохранить прежнюю ценовую политику, надеясь на собственный уровень профессионализма и постоянный пул клиентов. Некоторые пошли на компромисс и стали предоставлять большие, чем раньше, скидки.
Екатерина Савельева,
директор агентства "Вокруг света":
Сегодня это делают практически все. Я не сторонник предоставления высоких дисконтов, однако иначе сегодня на рынке просто не выжить. Почему я должна дружить со своей совестью, но не дружить со своими доходами?
Впрочем, по мнению Екатерины Савельевой, не исключено, что в этом году основные возмутители рынка больших скидок давать уже не будут.
Роман Егоров же полагает, что местным агентствам необходимо сплачиваться и более активно отстаивать свои интересы — не исключено, что в ближайшие годы в Барнаул зайдут крупные федеральные сети, здесь могут начать развивать свои розничные услуги крупные туроператоры. Местные игроки должны стать конкурентоспособны.
Самое важное - в нашем Telegram-канале