Удивительное время
- Александр, как случилось, что врач стал дизайнером?
- В лихие 1990-е хобби пришлось превратить в профессию.
- И уже тогда на дизайн был хороший спрос?
- Спрос на оформительские услуги был, есть и будет. Считается, что Человек начался с первых рисунков на стенах пещер. Без красоты жить страшно скучно.
- Помните первого серьезного клиента?
- А у меня все серьезные, я с другими не работаю.
- Как определяете их серьезность?
- Медиков учат: работа с пациентом начинается с того, как тот заходит в двери. Как зашел, как сел, заговорил... Далее - беседа и осмотр. Смотрю, как человек относится к деньгам. (Улыбается.)
- Но как вас находят клиенты? У вас нет ни офиса, ни даже сайта?
- Мы живем в удивительное время! Мобильная связь, Интернет и ноутбук отменяют границы. Появилась возможность работать где угодно, как угодно, когда угодно и с кем угодно! Студия умещается в рюкзаке. Я сейчас - фрилансер в чистом виде.
Взаимодействие с клиентом по схеме "Здрасьте, я шел мимо - вам дизайн хороший нужен?", конечно, прекрасно, как кавалерийская атака. Но, когда человека рекомендуют - это уже совсем другое. Сарафанное радио и рекомендации работают не только в России. Сайт у меня был. Но оказался не особо полезным. Да и хлопотно оказалось для меня его содержать и поддерживать в надлежащем состоянии... Большинство клиентов все равно просили и просят прислать им портфолио по e-mail. Личное общение - штука важная. А проявление искреннего интереса к человеку - основа успеха.
Поворот судьбы
- А как возникает сотрудничество с зарубежными заказчиками? Тоже сарафанное радио?
- Да. Все заказы получены путем личных знакомств. Например, в 1998 году, будучи в Штатах, я познакомился с программистами из Питера, которые заработали серьезные деньги на создании логистических программ для дилерской сети крупнейшего европейского автомобильного концерна в США. Для одного из их предприятий в последующем я сделал логотип. Проекты для Йельского университета выполнены по той же схеме.
- У вас с США вообще многое связано…
- Ну-у-у, скажете тоже... Книгу, конечно, об этом не напишешь, но был такой поворот судьбы... В 1993 году мы в семье решали дилемму: купить автомобиль или поехать в Аргентину. Выиграла Аргентина. Буэнос-Айрес, Ла-Плата, асадо, танго, футбол, Марадона... В ночном небе - Южный крест. Другой мир, другие люди! На гаучо-шоу в предместье Буэнос-Айреса мы познакомились с двумя путешествующими вокруг света американцами. Одним из них был Роберт Смит - президент First National Bank штата Арканзас, сенатор, жизнелюб, эрудит и просто хороший человек. "Ребята, - сказал он при расставании, - я жду вас в гости! Вы должны обязательно увидеть мою страну!".
Сказано - сделано: приглашение - виза - билеты... Спустя полгода после нашей встечи, уже сидя на чемоданах, мы узнали печальную весть: Роберт скоропостижно скончался... Как оказалось, он был тяжело болен и его кругосветное турне было прощанием с этим миром... Но мы все-таки поехали. Страну посмотрели по маршруту Нью-Йорк - Бостон - Лос-Анджелес. Зависли на "бостонщине" у моего друга, который эмигрировал в Штаты. Там я подвязался попрактиковаться в небольшое дизайнерское бюро волонтером - не за деньги, а за науку. В России в то время с наукой было никак: книг по дизайну и полиграфии не сыскать, про Интернет только начинали говорить. Профессия постигалась через собственные ошибки, методом "глубокого научного тыка".
Была еще одна поездка в США - в 1998 году. В этот визит мне пришлись по душе эксперименты в фотографике - графике, полученной на основе фотографического материала. Эта техника, которой успешно пользовались плакатисты-авангардисты 1920–1930-х годов, вновь обрела популярность в наши дни. Некоторое время назад я использовал этот прием в серии принтов "Социальной программы низких цен" компании "БФК". Я постарался выполнить эти работы в минималистском ключе советского плаката. Мне, кстати, такие вещи очень нравятся. Мы все - дети СССР, и не пользоваться громадным багажом знаний и умений, наработанных лучшей пропагандистской машиной XX века, на мой взгляд, неразумно.
К слову, "БФК" - один из моих старых клиентов. И я думаю, что их лидирующее положение на рынке производства стеклопрозрачных конструкций в Алтайском крае в том числе и моя заслуга.
Завораживающее зрелище
- В дизайнерской среде вы слывете знатоком каллиграфии. Где постигали азы?
- Знатоком, говорите... Смешно. Я себя таковым не считаю, просто мне нравятся буквы. Мир восточной каллиграфии я открыл для себя несколько лет назад. Мой первый наставник - Eri Takase, мастер японской каллиграфии. Я брал у нее уроки через Интернет. Собственно говоря, каллиграфия - это одна из медитативных практик. Доступный и безопасный путь самопостижения. На улицах китайских городов зачастую можно увидеть людей, упражняющихся в каллиграфии. Большой самодельной кистью с оконечником из поролона, окуная в ведерко с водой - и прямо на асфальте... Завораживающее зрелище!
В недавнее посещение Пекина стал свидетелем и даже участником такого действа. Прогуливаюсь по Ванфуцзин (Wangfujing), гляжу: напротив католического храма дед лет 80 с двух рук, по-ковбойски, оттягивается по части каллиграфии на асфальте. Каждая его рука пишет свой иероглиф. Одновременно! Движения выверены и грациозны... За этим делом с немым восторгом следит внушительная толпа. К ним подключаемся и мы с супругой и младшим сыном.
Смотрим, вполголоса делимся впечатлениями. Заслышав нас, стоящая рядом китаяночка с хитрым прищуром на ломаном английском во всеуслышание предлагает: "А может, вы попробуете? Смотрите - это так легко!" А дед и вправду будто порхает с кисточками.Сынуля мне тоже: "Пап, ты же умеешь, папа, давай!" Вся толпа взглядами - в меня. Ну, говорю, если мастер позволит... Дед улыбнулся по-доброму, кисть протянул, и я на уровне старательного ученика пятого класса вывел пару иероглифов. Толпа рукоплескала, старик был доволен. Целовальников честь Отчизны не посрамил! (Смеется.) А та девушка, как выяснилось в дальнейшем, была ученицей этого мастера. В разговоре она поведала нам, что вот уже на протяжении 15 лет он на этом месте каждый день в вечернее время по два часа таким образом медитирует.
Трудная тема
- У вас такие статусные клиенты, интересные проекты. Но вы хотите получить паблисити на уровне края, предлагая власти проекты для социальной рекламы. Зачем вам это?
- Ну, скажем, мне не все равно. Меня интересуют социальные темы и то, почему они в подавляющем большинстве плохо сделаны. "Социалка" - это трудная тема, это обращение к людям на актуальные темы, и оно должно быть взвешенным и умным. А что мы видим? Равнодушие и штампы под видом "озабоченности". Господа, это цинично! Уж лучше никак, чем этак.
- Но сейчас, кажется, ситуация меняется: администрация края пригласила дизайнеров к сотрудничеству.
- Меняется - это когда происходит качественное изменение. Переход на новый уровень. А у нас просто что-то происходит, куда-то само собой течет. В этом течении случаются и радужные всплески - вот к приезду Владимира Путина обвесили все работами Алексея Шелепова из серии "Алтайский край, дарующий...". Неплохо, кстати, вписываются в ландшафт.
На мой взгляд, с имиджем края все получится очень хорошо только в одном случае: если за дело возьмется грамотный в этой сфере человек, который будет облечен властными и (реальными) финансовыми полномочиями по данному вопросу. Будет намечена цель, разработана стратегия, определена тактика, подобраны кадры. Пропагандой должны заниматься профи!
А вообще, в этом начинании краевой администрации меня удивляет вот что. Некоторые проекты, предлагаемые для раскрутки, абсолютно коммерческие. А власть ждет от нас некоммерческой инициативы. В этом случае я усматриваю отношение не как к гражданам, а как к дуракам. И вот еще что интересно: любой проект имеет бюджет, где существует статья расходов на продвижение, включая "расходники", печать, монтаж, бензин, амортизацию транспорта, электроэнергию и т. д. То есть все участники производственной цепочки рассчитывают получить финансовое вознаграждение за свой труд хотя бы в виде заработной платы. А вот дизайнер почему-то должен от него отказаться. Проявить некоммерческую инициативу... Хочу узнать почему? Ссылки на нехватку денег не принимаются: любому студенту ясно - проект с недостаточным финансированием обречен, примером тому - суперпроект под названием "СССР".
- Вы гурман?
- В какой-то степени. Мне нравится готовить. По "заключению экспертов" - сыновей, мне более всего удаются блины и мясные блюда.
- На что бы вы потратили деньги без оглядки?
- На путешествия и книги. Cмысл жизни - увидеть мир и попытаться его понять.
- Что самое главное может сделать человек в своей жизни?
- Наверное, стараться быть интересным для окружающих и для себя. Это перманентный и очень увлекательный процесс.
Что мы знаем об Александре Целовальникове
Александр Сергеевич Целовальников родился 18 июля 1965 года в Барнауле. Окончил Алтайский государственный медицинский институт и аспирантуру на кафедре нормальной физиологии АГМИ. В период обучения г-н Целовальников вел активную общественную жизнь, участвовал в театре студенческих миниатюр "Симптом". В 1992 году с товарищами организовал рекламное агентство "ПАОМА".
Затем была StudioD и студия дизайна SignAl. С 2001 года Александр Целовальников является членом Союза дизайнеров России. "Я дорожу этим званием и считаю, что Союзу нужно заниматься формированием идеологии, роли и отношения дизайнеров к обществу и наоборот", - говорит дизайнер.
Александр Целовальников женат, у него двое сыновей. Свободное время г-н Целовальников посвящает чтению, путешествиям, каллиграфическому праксису и занятиям цигун.
Справка
В своем кругу Александра Целовальникова называют Kissinger - на манер англоязычного варианта фамилии.
Мария Карелина
Самое важное - в нашем Telegram-канале