Точка отсчета
Открыть творческую лабораторию «БеZпредельные танцы» Александр решил, когда начал писать диплом в Алтайском государственном институте культуры на тему работы с инвалидами. Тогда он уже был знаком со своими будущими воспитанниками и точно знал, что от занятий будет толк.
Александр Пивторак,
преподаватель:
С ребятами я познакомился, когда меня пригласили поставить им танец в барнаульском доме-интернате для инвалидов. Там работала моя знакомая, которая собрала группу желающих выступить на конкурсе красоты для людей с ограниченными возможностями «Рассвет». Занятия продолжались два года, но мне пришлось уйти по личным обстоятельствам.
Через какое-то время узнал, что работа прекратилась. Стало очень обидно за ребят, и я предложил одной из девушек танцевать вдвоем. Это была Татьяна Костенко. Мы начали заниматься, выступать и даже заняли первое место в международном конкурсе «Солнечный бал» в Барнауле.
![Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы". Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы".](https://obj.altapress.ru/picture/564967/900x.webp)
Заняв первое место с танцем, Александр еще больше погрузился в процесс открытия лаборатории. Нашел несколько человек, которые желали заниматься, и на базе Алтайского государственного института культуры началась работа.
К бою готов!
К этому времени Александр Пивторак уже был полностью подготовлен для преподавания особенным людям. Он создал программу в рамках Всероссийского конкурса молодых ученых. Его работа заняла первое место, по ней и началось обучение. Также Александр посещал специальные мастер-классы.
Александр Пивторак,
преподаватель:
Я ездил на разные мастер-классы. Один из них проводился в Омске федерацией спортивных танцев на колясках. Тренеры ездили по городам и давали уроки. Там нас учили различным упражнениям, ходу, основным элементам в вальсе и ча-ча-ча, а именно как это сделать, сидя в коляске.
На занятиях в Барнауле Александр с учениками осваивают управление коляской, как правильно держать корпус, делать повороты и взаимодействовать в паре.
Александр Пивторак,
преподаватель:
Когда я встал в пару с девушкой на коляске, понял, что тут все намного сложнее. Здесь нужно изучать и анатомию, и физиологию, а самое главное — это психологическая подготовка. Когда провел первое занятие, то, выйдя оттуда, 15 минут стоял на остановке, и меня просто потрясывало. Оказался сам психологически не готов.
Мне было жалко учеников, хотел кричать и плакать от несправедливости. Почему такие веселые и жизнерадостные люди обречены проводить дни в коляске? Но я никогда не слышал, как кто-то из ребят жалуется. Именно это помогло мне настроиться на правильный лад и сконцентрироваться на преподавании.
![Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы". Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы".](https://obj.altapress.ru/picture/564988/900x.webp)
Действительно, увидев тренировку «БеZпредельных танцев», можно только позавидовать настрою каждого танцора. Они веселятся, делятся положительными эмоциями, подшучивают друг над другом. Никогда не просят сделать перерыв во время занятия, говорят, что отдохнуть и дома успеют.
Что мы хотим?
Сейчас в группе Александра Пивторак пять человек. Три девушки и два мужчины от 25 до 50 лет. Несмотря на погодные условия и трудности транспортировки коляски, они всегда посещают занятия, не пропускают. Кто-то из них ездит на автобусе, кто-то на своей машине, одну женщину, Ирину Мусатову, дочь привозит из Новоалтайска.
![Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы". Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы".](https://obj.altapress.ru/picture/564985/900x.webp)
Ирина Мусатова,
ученица лаборатории танца:
Мне 42 года. На коляске уже 21 год, авария. С Сашей познакомилась на одном из конкурсов, он был нашим хореографом. Эти занятия — мое спасение. Ничего подобного для инвалидов у нас в городе нет. Саша позвал меня сюда, и я просто не смогла отказаться.
Когда Александр только собрал группу, то задал ученикам вопрос: «Что мы хотим?» И сразу же дал на него ответ: «Мы собрались здесь в первую очередь ради вашей физической подготовки!»
Александр Пивторак,
преподаватель:
Еще я работаю детским хореографом в одной из гимназий Барнаула. Я всегда рассказываю детям про своих подопечных, что они ценят такие занятия и очень стараются. Детей это вдохновляет.
Танцевальные уроки в лаборатории проходят раз в неделю по часу. Чаще не получается, так как элементарно добраться до зала - та еще задача.
![Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы". Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы".](https://obj.altapress.ru/picture/564971/900x.webp)
Александр Пивторак,
преподаватель:
Все говорят о доступной среде, но ее нет. Мы с ними хотим достучаться до государства и сказать, что тоже хотим жить как все.
Тонкости занятий
Прежде чем попросить учеников что-то сделать, Александр сам садится в коляску и пробует все элементы на себе.
![Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы". Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы".](https://obj.altapress.ru/picture/564984/900x.webp)
Александр Пивторак,
преподаватель:
В наших танцах задействованы совершенно другие мышцы. Ноги отключены, ты работаешь только корпусом. В первый раз мне было сложно на коляске, я и падал, и запинался, но со временем все пришло.
На обычной коляске очень трудно выполнять простые движения. Для танцев нужна специальная — танцевальная. Она более маневренная, намного легче, но значительно дороже. У Александра в группе такая есть только у одного человека.
Татьяна Костенко,
ученица лаборатории танца:
Для того чтобы приобрести танцевальную коляску, я открыла сбор средств в интернете. У меня не было столько денег, чтобы купить ее самостоятельно. Цены начинаются от 50 тыс. рублей.
К большим целям
У некоторых учеников Александр наблюдает значительное улучшение самочувствия. Например, мужу Татьяны Костенко Александру в прошлом году было больно долго держать руки в позиции, после систематических занятий боль стала уменьшаться.
![Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы". Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы".](https://obj.altapress.ru/picture/564982/900x.webp)
Александр Пивторак,
преподаватель:
Иногда я приглашаю студентов, чтобы научить своих воспитанников танцевать в парах. Сначала они полчаса просто держатся за руки и учатся вести друг друга. Мы можем по часу отрабатывать один элемент. Но помаленьку двигаемся к большой цели.
Главное, что хочет каждый из учеников Александра Пивторака, — это заявить о себе. Таким образом показать проблему мобильности инвалидов в городе, о решении которой давно мечтают. Все без исключения утверждают, что быть инвалидом в Барнауле крайне сложно.
Для них нет каких-либо досуговых занятий, работы, возникают элементарные проблемы с подъемом по пандусу. Александр Костенко даже снимает видео для своего Instagram, когда находит нелепый пандус, по которому просто невозможно подняться.
![Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы". Творческая лаборатория "БеZпредельные танцы".](https://obj.altapress.ru/picture/564973/900x.webp)
Александр Пивторак,
преподаватель:
Сейчас у нас есть две сложности — нехватка танцевальных колясок и малочисленность группы. Мне хотелось бы, чтобы она стала больше. Мы приглашаем, но многие боятся. Занятия бесплатные, делаю это от души. Меня задевает, что с ребятами никто не занимается, и я просто хочу помочь. Поэтому, если кто-то заинтересовался и желает к нам прийти, пожалуйста, не бойтесь.
Александр готов заниматься с людьми любого возраста. Если кто-то из родственников сомневается, то он может прийти посмотреть, как проходят занятия, а также обсудить с преподавателем все интересующие вопросы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале