В среднем в год строится шесть-семь новеньких светофоров, когда-то больше, когда-то меньше. Например, в этом году пока что установили пять светофоров – на ул. Советской Армии, 133, на перекрестках ул. Шукшина – Георгия Исакова, Павловский тракт – пр. Строителей, ул. Советской Армии – пр. Коммунаров, ул. Попова – Гущина.
До конца года появятся светофоры на пересечении шоссе Ленточный бор – Южный тракт и ул. 40 лет Октября – пр. Космонавтов. А вот в прошлом, 2012 году в Барнауле установили целых восемь светофоров.
Андрей Дорош,
начальник отделения дорожной инспекции организации движения ОГИБДД УМВД России по Барнаулу:
В администрации города есть план строительства светофорных объектов, он периодически пополняется. Сейчас в городе около 40 мест, где необходимо (в соответствии с этим планом) установить светофоры". Интенсивность транспортного потока постоянно растет, увеличивается и количество мест, где светофоры были бы очень кстати.
Надо ли устанавливать светофор, специалисты определяют исходя их требований ГОСТа в зависимости от интенсивности транспортного и пешеходного потоков, аварийности. Очень много обращений приходит от горожан. После подсчета всех параметров, если выясняется, что светофор действительно необходим, в администрацию выносят предложение, этот вопрос рассматривают на комиссии по безопасности либо на заседании рабочей группы по организации движения в Барнауле. Если решение положительное, то светофор вносят в план строительства. Дальше остается только ждать, пока его профинансируют. Ожидание может и затянуться. Сейчас есть острая необходимость установить светофоры на перекрестке ул. Юрина – Солнечная поляна, ул. Георгия Исакова – Солнечная поляна.
На "зеленой волне"
В 2005 году проектный институт "Омскгражданпроект" разработал комплексную схему организации движения в Барнауле, впервые была применена автоматизированная система управления движением, или так называемая "зеленая волна". Сначала она появилась на пр. Ленина.
"Сейчас назрела необходимость в пересчете режима работы "волны" – интенсивность транспортного потока растет, – объясняет Андрей Анатольевич. – Но пока она работает. Сам проверял, если едешь вниз по пр. Ленина со скоростью 40–50 км/час, практически всегда попадаешь на зеленый сигнал светофора".
Однако повсеместное внедрение принципа "зеленой волны", когда едешь по магистрали с определенной скоростью и попадаешь почти все время на "зеленый", связано с некоторыми сложностями. Во-первых, это техническая часть. Сейчас светофоры включаются через модемы по GPRS. На магистралях нет электронных информационных знаков с рекомендуемой скоростью движения. Обычные, ограничивающие скорость, конечно, стоят, но этого недостаточно. Так, с утра рекомендуемая скорость может быть одна, в обед другая, а вечером выходного дня третья.
Кроме пр. Ленина прокатиться по "зеленой волне" можно на Павловском тракте. Режим пересчитывали в начале этого года, пропускная способность повысилась, но незначительно, магистраль уже и так работает на максимальных режимах.
Существуют и определенные рекомендации по обустройству "зеленой волны", например, расстояние между светофорами должно быть от 400 до 800 м. Для потока не должно быть препятствий. У нас же на пр. Ленина сильно сбивают работу припаркованный на первой полосе движения транспорт и частые ДТП.
Кроме "зеленой волны" в Барнауле есть возможность включать режим "зеленой улицы". Эта система применяется утром на пр. Ленина. Упрощая жизнь автомобилистам, работники ГИБДД получают огромное количество жалоб от пешеходов. В утреннее время "зеленый" горит на всех перекрестках в течение двух минут, пешеходам приходится ждать. "С чем-то приходится мириться, в этом случае пешеходам стоит быть потерпеливее, – говорит Андрей Дорош. – Если мы не будем включать "зеленую улицу", Ленинский просто встанет колом". Включить "зеленую улицу" можно также на пр. Красноармейском, Павловском и Змеиногорском трактах.
Согласно ГОСТу
Все светофоры делятся на пешеходные и транспортные, разных конфигураций у них довольно много. Например, обычный светофор для транспорта без всяких дополнительных "стрелок", расположенный вертикально, называется Т1. Такие светофоры нужно устанавливать на автодорогах, если соблюдается хотя бы одно из четырех условий.
- Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых восьми часов рабочего дня недели не менее определенных значений.
- Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 единиц в час (для дорог с разделительной полосой – 1000 единиц в час) в обоих направлениях в течение каждого из любых восьми часов рабочего дня недели. В то же время интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении, должна составлять не менее 150 пешеходов в час.
- Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по первому и второму условиям одновременно составляют более 80% от указанных.
- На перекрестке совершено не менее трех ДТП за последний год, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом первое или второе условие должно выполняться хотя бы на 80%.
Новинки и проблемы
В этом году было проведено несколько реконструкций устаревших светофоров с заменой оборудования. Начали ставить плоские светофоры, которые выглядят более эстетично и современно, к тому же они ярче горят. На перекрестке ул. Советской Армии и трамвайного проезда поставили инновационный светофор на солнечных батареях. Он полностью автономный, не требует подключения к электросетям.
Самые перегруженные перекрестки (по данным ГИБДД)
- Павловский тракт – ул. Георгиева;
- Павловский тракт – ул. Попова;
- Павловский тракт – ул. Советской Армии;
- пл. Победы (пр. Красноармейский – пр. Строителей – пр. Социалистический);
- ул. Матросова – пр. Ленина;
- ул. Энтузиастов – ул. Попова.
Не всегда перегруженность перекрестка равна его аварийности. Одно из таких "проблемных" мест – пересечение ул. Шукшина и Георгия Исакова. Здесь сбивали пешеходов, сталкивались автомобили, погибали люди, хотя интенсивного транспортного потока тут не было никогда. "Что мы там только не пробовали, – вспоминает Андрей Анатольевич. – Со всех сторон сделали пешеходные переходы, выставляли экипажи с нашими сотрудниками, с лета тут стоит светофор. На мой взгляд, виной всему человеческий фактор".
Самое важное - в нашем Telegram-канале