Жизнь

Млечный путь и бамбук. Необычная выставка с китайскими мотивами ненадолго открылась в Барнауле

В Государственном художественном музее Алтайского края открылась выставка произведений Цзян Шилуня (1927–2020) «Следуй за кистью» — российско-китайского художника, мастера традиционной китайской живописи гохуа. Экспозиция, посвященная Году культуры России и Китая, включает 12 работ из фондов музея, выполненных тушью на рисовой бумаге и шелке, — рассказываем о ней в материале altapress.ru.

В Государственном художественном музее Алтайского края открылась выставка произведений Цзян Шилуня «Следуй за кистью».
В Государственном художественном музее Алтайского края открылась выставка произведений Цзян Шилуня «Следуй за кистью».
Софья Комарова

Точность штриха и смысла

Цзян Шилунь родился в Китае, где получил образование как филолог и художник. В 1955 году он переехал в СССР, где в Ленинграде преподавал китайский язык, но вскоре полностью посвятил себя искусству. Его творчество пронизано глубокой связью с культурой Китая, философией даосизма и поэзией.

Мастер работал в традиционной технике гохуа, где важна каждая деталь. Художник клал шелк или рисовую бумагу горизонтально, чтобы тушь свободно растекалась, создавая плавные переходы. Перед началом работы он долго растирал тушь, подбирая нужную консистенцию, а затем наносил мазки мягкой кистью из натурального ворса. Каждый штрих требовал точности — исправить его было невозможно.

На открытии выставки звучали стихи Цзян Шилуня, а искусствоведы поделились историями о художнике.

Одухотворенная гармония природы

На выставке представлены работы в двух традиционных жанрах китайской живописи: «горы-воды» (шань-шуй) и «цветы-птицы». В жанре «горы-воды» художник передает величественность гор, плавность рек и туманных далей, следуя принципам гармонии инь и ян. Как отмечают организаторы выставки, гора — это мужское начало, рациональное и стремящееся ввысь, а вода — женское, изменчивое и текучее. Вместе они создают внутренний баланс, микрокосм, наполненный энергией.

Цзян Шилунь не копировал природу, а воссоздавал ее через призму воспоминаний и поэзии. Например, одна из его работ вдохновлена строками поэта Ван Вэя: «Кажется, что Млечный путь упал с небес».

Жанр «цветы-птицы» стал для художника способом передачи хрупкой красоты мира. Пионы символизируют лето и процветание, хризантемы — осень и долголетие, а бамбук — стойкость и зиму.

В Государственном художественном музее Алтайского края открылась выставка произведений Цзян Шилуня «Следуй за кистью».
Софья Комарова

На открытии выставки искусствовед Михаил Шишин, общавшийся с художником при жизни, вспомнил историю из детства мастера, которой он поделился ранее. Когда юный Шилунь попросил отца, каллиграфа и филолога, научить его живописи, тот ответил: «Иди в бамбуковую рощу, смотри и возвращайся». Мальчик вернулся с уверенностью, что бамбук — это просто прямые стволы и листья. Но отец отправлял его снова и снова, пока сын не понял: бамбук весной, летом, осенью и зимой — разный. Утром, в грозу, при луне — тоже разный. Этот урок стал основой творчества Шилуня.

«Бамбук — это автопортрет художника, — говорят кураторы. — Его изображение требует многолетнего мастерства, ведь каждый мазок кисти должен быть точным и свободным одновременно».

Поэзия линий и символов

Особое место в творчестве Цзян Шилуня занимает каллиграфия. С детства обученный этому искусству отцом-филологом, он создавал масштабные работы, где иероглифы органично вплетались в композицию. На выставке можно увидеть его каллиграфические произведения, хотя некоторые стихи, написанные на картинах, еще ждут расшифровки.

Выставка дополнена предметами декоративно-прикладного искусства из собрания музея, отражающими взаимовлияние культур России и Китая. Среди них — фарфоровые статуэтки скульптора Ольги Артамоновой, изображающие китайских танцовщиц, вееры, книга по китайской живописи и традиционный восточный чайный сервиз.

В Государственном художественном музее Алтайского края открылась выставка произведений Цзян Шилуня «Следуй за кистью».
Софья Комарова

«Работы Цзян Шилуня — это рассказ о вселенском в малом, — рассказали организаторы. — Здесь можно молча созерцать, вслушиваться в тишину или погрузиться в медитацию, как во время чайной церемонии».

Выставка продлится до 13 апреля в Государственном художественном музее Алтайского края по адресу: ул. Максима Горького, 16.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость