Театр начинается с вешалки
Знаменитая фраза Станиславского: «Театр начинается с вешалки» открыла экскурсию по Музыкальному. Специально для этого момента подготовили реквизит – плечики, ярко украшенные блестящими пайетками. Именно на них гостям театра и предложили оставить все тревоги и печали, чтобы с головой окунуться в мир закулисья.
В этот раз на момент начала экскурсии театр пустовал. Обычно кипящее жизнью фойе только готовилось принимать первых зрителей, а посетители уже собрались вокруг «Золотой маски» актрисы Марии Евтеевой.
Для Музыкального эта маска – долгожданная награда. И хотя она принадлежит лично актрисе, Мария позволила разместить ее в фойе родного театра.

Приезжий Музыкальный
История Музыкального началась вовсе не в Барнауле. Галина Криулина, администратор театра и экскурсовод, рассказывает:
В 1956 году группа молодых актеров-энтузиастов из Горно-Алтайска создала краевой ансамбль оперетты. Они начали гастролировать по региону, и через время руководство Алтайского края решило объединить их с труппой Бийского драматического театра.
Так ансамбль оперетты перекочевал в Бийск, а 19 ноября 1959 года труппа показала музыкальную комедию «Свадьба в Малиновке». Она имела огромный успех, поэтому театр и решил взять курс на музыку.
В 1964 руководство края перевело театр в Барнаул. Разместили его в здании, где сейчас находится оркестр «Сибирь», а в 1972 году перевели на Комсомольский, где Музыкальный находится и по сей день.
Однако это здание строилось не для театра. Изначально это был ДК профсоюзов, из-за этого есть некоторые трудности, например, нехватка мест для хранения реквизита.

Новые локации
Экскурсию по закулисью проводят уже не первый год, однако в этом в нее добавили пару новых локаций – это музейная экспозиция театра и каменные панно на парадной лестнице.
Панно изготовил Колыванский камнерезный завод совместно с художником Николаем Зайковым в честь юбилея Музыкального из 200-летнего порфирита и других минералов.
На них изображены герои известных спектаклей: «Дюймовочка», «Голубая дама», «Скрипач на крыше», «Цыганский барон», «Веселая вдова», «А зори здесь тихие…» и «Баядера».
Музейную экспозицию тоже открыли в честь 65-летия театра. На ней представили легендарные костюмы, документы и другие артефакты. Некоторые были разбросаны по частным коллекциям бывших сотрудников и архивам, а теперь же их собрали в холле театра.

Строительство костюма
Костюмы, которые попали в экспозицию, интересны не только тем, что их шили для известных спектаклей. Многие создавали, используя необычные материалы.
Например, некоторые выполнены из натурального бархата. Сейчас эту ткань не используют для сценических нарядов, но раньше костюмы из нее считали престижными.
Более интересны узоры на нарядах. Они нарисованы и пришиты вручную, однако некоторые сделаны при помощи строительного материала – герметика. Его выдавливали на ткань в виде витиеватого рисунка.
Чтобы придать узору из герметика золотой блеск, использовали специальную бумагу, которая при соприкосновении с материалом оставляла на нем краску. Все это бутафоры и костюмеры Музыкального делали сами. Очень редко театру приходилось заказывать что-то извне.
К каждому костюму и другим экспонатам есть небольшая справка, а увидеть экспозицию можно не только на экскурсии, но и просто придя на любой спектакль.

Мини-прослушивание
Чтобы попасть в труппу Музыкального, актеры должны пройти прослушивание. Они присылают электронное резюме, и если оно понравилось режиссеру, кандидата приглашают в театр на второй этап.
Для гостей экскурсии Галина Криулина провела свое мини-прослушивание. Она выступала в роли режиссера и давала задания. Например, кому-то пришлось проситься на работу в театр в образе плаксивого ребенка, а кому-то в роли сурового ректора вуза.
Правда, участвовать в прослушивании согласились только женщины, мужчины же спрятались за спины спутниц в надежде, что «строгий режиссер» их не заметит.

Карман большого зала
После экспозиции гостей провели в большой зрительный зал, где монтировщики как раз заканчивали подготовку сцены к вечернему спектаклю «Как пришить старушку».
Здесь рассказали о работе специалистов по звуку и свету, а также, объяснили, что некоторые декорации держатся на специальных штанкетах , а за кулисами всегда во время спектакля находится помощник режиссера.
Тут и началось самое интересное – гости пошли по стопам артистов, в карман. Это помещение, где хранятся декорации и реквизит, а иногда из него выходят актеры. Это тот случай, когда герой спектакля появляется не из-за кулис, а словно поднимается на сцену из зрительного зала.

Волосы для дела
Войдя в карман, мы попадаем в длинный коридор, и первая наша остановка – женская гримерная. Здесь стоят не только столы с зеркалами, но и раковины, где актрисы могут смыть макияж.
Обязательно условие для помещения – яркий свет, без которого не удастся сделать удачный макияж. Он должен быть куда ярче, чем обычный, чтобы зритель, находясь далеко от сцены, мог видеть лицо артиста.
Галина Криулина рассказывает, что даже тренд на наращивание ресниц пришел из театра. Раньше гримеры-пастижеры сами изготавливали накладные ресницы для актрис.
«В то время у меня были длинные волосы. Когда я стриглась, гримеры просили не выкидывать волосы, чтобы потом сделать из них ресницы», – вспоминает экскурсовод.
Сейчас многие актрисы просто ярко красят ресницы, хотя некоторые используют и накладные, правда уже обычные – из магазина.
Следующая локация – актерское фойе. Здесь артисты ожидают выход на сцену или по нему же проходят к гримерным.

Смешные старики
Если в прошлой гримерной актеры находятся во время спектакля, то в той, в которую повели гостей на этот раз, над артистами колдуют профессионалы. Здесь находится вся косметика, парики и прочее.
Как рассказывает экскурсовод, слово «грим» дословно переводится как «смешной старик», потому что в гримерную может зайти молодой актер, а выйти пожилой человек. Такая она – магия сценического макияжа.
Гример Мария Кузнцова рассказала о видах косметики: аквагрим, который смывается водой, и театральный грим. Последний – на основе жира. Он лучше держится на коже и не стекает, если актер потеет, но снимать его нужно сначала салфетками, а затем средством для мытья посуды.
Для некоторых спектаклей придумывают специальный грим, который актер не имеет права как-то менять. Например, если художник для образа кошки придумал макияж без усов, артист не должен заниматься самодеятельностью и дорисовывать их.
Также во время сезона актерам нельзя менять прическу и цвет волос, ведь образы продумываются с учетом внешности артиста, а заменить родные пряди париком не всегда возможно. Для изменения внешности нужно получить разрешение гримера-постижера и режиссера.
Кстати, парики в театре тоже изготавливают вручную, некоторые (объемные) делают на металлических каркасах. Такими актрисы пользуются с особой осторожностью. Хотя их стараются надежно закрепить на голове, всегда есть риск, что из-за неловкого движения парик слетит.
На то, чтобы сделать актеру грим, порой уходит два часа, но если образ простой, можно управиться и за 30 минут.

Бутафория и самоделки
На сцене ни в коем случае нельзя использовать стекло, потому что в некоторых постановках артисты балета танцуют босиком. Если осколки окажутся на полу, травмы не избежать, поэтому его заменяют на пластик, а керамику, например, на изделия из папье-маше.
Все это делают и хранят в цехе реквизита. Маски животных из мюзикла «Король Лев» также делали вручную из поролона, некоторые из них гостям дали примерить.
Фрукты на сцене тоже искусственные, но зачастую они чуть больше, чем настоящие. Это нужно для того, чтобы, например, яблоко было видно даже с дальних рядов.
В цехе реквизита все заставлено различными деталями из спектаклей: деньги, шпаги, вазы, множество украшений и других предметов. А также здесь есть «стена радости и плача», как называют ее в Музыкальном, где висят фотографии сотрудников театра разных лет в образах и без. Отсюда и такое название

Спорт в театре
В цехе художников делают декорации и разрисовывают некоторую бутафорию. Правда, много фотографий в нем сделать не получилось, потому что прямо сейчас мастера работают над декорациями для спектакля «Александр Невский». Театралы решили оставить интригу и не показывать процесс подготовки до премьеры.
Здесь есть один необычный элемент – гимнастические кольца, которые свисают с потолка в самой середине помещения.
«Сергей Олегович, наш художник, говорит, что когда весь день работаешь, руки устают, а мышцы затекают. Поэтому он установил эти кольца, и разминается на них», – рассказывает экскурсовод.
В театре есть целый зал, где можно посвятить себя спорту, – балетный. Помимо привычных станков вдоль зеркальных стен, здесь стоят силовые тренажеры, на которых артисты не прочь позаниматься, ведь им всегда нужно быть в хорошей форме.
В этом зале, как следует из названия, ставят и разучивают хореографию для спектаклей. При этом танцует не только балет, хореограф работает со всеми артистами, включая хор.
Потерянные голоса
В хоровом классе гости театра почувствовали себя на месте артистов, им предложили пропеть ноты. Здесь все стены обиты тканью для звукоизоляции. Партии певцы разучивают под сопровождение фортепиано или записанную музыки.
Артисты хора не только поют, но и порой получают сольные роли в спектаклях, а потом и вовсе переходят в актерский состав. Например, Ирина Басманова, ведущая актриса театра, начинала именно так. Для хормейстера такое повышение – утрата, ведь «уходит» голос.
Последняя локация – малая сцена. Когда-то ее использовали исключительно для репетиций, затем пришла идея проводить на ней камерные спектакли. Зрительный зал вмещает всего 112 человек, тогда как в большом зале могут рассадить 655 гостей.
Кстати, не все актеры любят на ней выступать на малой сцене. В большом зале они не видят лиц зрителей, а здесь могут столкнуться с ними взглядами.
Это, конечно, не страшно, но если артист, читая смешной монолог, увидит грустное лицо зрителя, это может выбить его из колеи. Порой доходит до забывания реплик. Но с другой стороны, это возможность для актера ближе поработать с залом.
Настало время возвращаться из закулисья. Первые зрители уже пришли на вечерний спектакль, фойе шумело, а возле гардероба стояла толпа поклонников, которая оставляла все печали на вешалке, прежде чем погрузиться в волшебный мир театра.
Самое важное - в нашем Telegram-канале