"Горэлектротранс" просит поднять тариф на проезд на 1–2 рубля, автобусные перевозчики хотят повышения на 3–5 рублей. И те, и другие мотивируют эту необходимость нехваткой денег на обновление парка. В этом году, по данным мэрии, транспортная система города получила 31 новую единицу техники, хотя ежегодно обновления требуют не меньше сотни. Власти города это понимают, но готовы пойти навстречу перевозчикам только в том случае, если те выполнят условия по повышению зарплаты персоналу. Напомним, перед прошлым повышением цен предприниматели подписали соглашение, что обеспечат зарплату, которую они закладывали в обоснование тарифа.
Тогда же чиновники и перевозчики составили график поэтапного повышения зарплат. По итогам 11 месяцев 2014 года его выполняют только семь автобусных компаний, которые занимают 80% рынка. За это время они увеличили средние зарплаты с 16 до 19 тыс. рублей, но декабрьская планка в 21 680 рублей может оказаться им не под силу.
Валерий Касплер,
президент ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула:
Повышение сразу на 3 тыс. рублей с учетом налогов — это “лишний” миллион для предприятий. У компаний нет таких денег. Это стало преградой, и мы не знаем, как ее перешагивать: экономика предприятий сразу рушится. Мы уже анализировали, ассоциацией собирались — ну это просто невозможно.
Как сообщил Павел Есипенко, председатель городского комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, сейчас администрация анализирует финансово-экономические показатели автобусных предприятий.
Чтобы грамотно подсчитать разумную цену билета, необходимо также знать, сколько людей возят барнаульские автобусы, троллейбусы и трамваи. Но с 2006 года пассажиропоток в краевой столице никто не считал. "Мы много лет бьемся за такой подсчет, но никому это не нужно. Администрация просто ставит 70% (коэффициент использования пассажировместимости, по методическим указаниям. — Прим. ред.) по умолчанию, чтобы не повышать тарифы", — говорит Валерий Касплер.
Впрочем, как сообщил Николай Петряшин, замначальника дорожного комитета, такую работу уже поручили АлтГТУ, и результатов от вуза ждут в феврале-марте. Именно тогда власти планируют всерьез вернуться к теме тарифов. И мало кто сомневается в том, что стоимость проезда следующей весной действительно возрастет: это в последние годы происходило по той же схеме неоднократно. Однако теперь администрация нащупала мощный инструмент давления на автобусников и, похоже, готова его применить.
Вячеслав Химочка,
замглавы администрации Барнаула по экономической политике:
Если у нас большинство перевозчиков не выполняют условия соглашения по зарплатам и при этом занимают всего 20% рынка, то надо сокращать их количество, чтобы оставлять только добросовестных. Пусть укрупнятся, пусть объединятся, но они будут нам подотчетны, и система будет более управляемая.
Такую же позицию занимает и градоначальник Игорь Савинцев. Это, по его словам, позволит сократить число проблем с обслуживанием населения, повысив качество и безопасность перевозок. Но у такой позиции есть критики из числа перевозчиков. Один из них еще до этой дискуссии рассказывал, что от уже происходящего сокращения перевозчиков страдает регулярность движения.
Справка
Сейчас 45% себестоимости автобусных перевозок составляют траты на ГСМ, 34% — фонд оплаты труда со страховыми взносами. В общем же, себестоимость 1 км пути лежит в диапазоне от 28 рублей у "Евробус-плюс" до 42 рублей у "БарнаулПассажирТранс".
Самое важное - в нашем Telegram-канале