Для пассажирского транспорта это означает отсрочку на год. По изначальному замыслу все автобусы (в том числе "Газели"), троллейбусы, железнодорожные вагоны, бензовозы должны были быть оснащены уже с начала 2012 года.
По данным Госавтонадзора, к январю этого года в России были должным образом оснащены навигационными устройствами 65,149 тысяч пассажирских транспортных средств и 5,021 тысяч машин, перевозящих опасные грузы. Всего же под регулирование попадает более 900 тысяч транспортных средств (т.о. реальные темпы оснащения транспорта устройствами ГЛОНАСС на порядок отстают от плановых). Причем процесс оснащения тормозят не только перевозчики, но и производители.
По данным Минпромторга на июнь 2011 года (когда по идее выпуск обязательных к установке устройств должен был идти полным ходом), степень загруженности заказами российских предприятий по выпуску навигационной аппаратуры не превышала 5% от теоретических возможностей выпускать до 700 тыс. приборов в год.
Все это тем более странно, что инфраструктуры, которая должна собирать информацию с установленных в транспорте устройств, пока не существует. В приказе Минтранса от 26 января говорится, что территориальные управления Ространснадзора должны тестировать каждое устройство, приобретенное за свой счет владельцем транспортного средства.
Убедившись, что прибор выдает достоверную информацию, проверяющие занесут его в базу данных "Автоматизированного центра контроля и надзора" (АЦКН) Ространснадзора. Чтобы проверить, как прибор взаимодействует с АЦКН и какую информацию он туда о себе сообщает, необходимо, чтобы АЦКН существовал в природе. А такие центры сейчас только создаются. Точнее, по словам замруководителя Ространснадзора Владимира Чертка, "в качестве пилотного проекта завершается создание трех из девяти запланированных АЦКН: в Москве, Люберцах и Ростове-на-Дону (эти слова сайт Ространснадзора опубликовал два месяца назад, 11 декабря).
Целостная же система АКЦН, то есть взаимоувязанная сеть сбора, хранения и обработки информации обо всем пассажирском и специальном транспорте России, по словам Чертка, существовала на тот момент в виде "действующего макета". Замруководителя Ространснадзора сообщил об этом за 20 дней до того, как сотни тысяч машин уже должны были ездить с аппаратурой ГЛОНАСС и сообщать о себе надзорному органу всю информацию о пути следования, скорости и длительности остановок.
Впрочем, коммерческие перевозчики вряд ли чувствуют себя обманутыми — мало кто из них потратил реальные деньги на оснащение автопарка. Те внедрения, о которых сообщается в прессе, происходят главным образом за муниципальный счет: оснащаются милицейские машины, кареты скорой, городские автобусы и троллейбусы.
Все метаморфозы внедрения навигационного оборудования в наземном транспорте были обсуждены 21 января на совещании у вице-премьера Владислава Суркова, который с начала года курирует ГЛОНАСС. По результатам того совещания Минтрансу и поручили подготовить новый план-график оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Что и было исполнено всего за пять дней.
Самое важное - в нашем Telegram-канале