Экономика

Александр Босяк: Как решить проблему "территориальной доступности" микрозаймов

Александр Босяк,
исполнительный директор Алтайского фонда микрозаймов:

Как известно, банки не рассматривают возможность кредитования начинающих предприятий, так как риски для них в таком случае очень высоки, а возможность получения дохода минимальна. Соответственно требовался инструмент для решения наболевшего вопроса. В апреле 2009 года в крае был зарегистрирован "Алтайский фонд микрозаймов", после чего начались подготовительные мероприятия для предоставления микрозаймов субъектам малого предпринимательства.

На сегодняшний день Алтайский фонд микрозаймов уже приступил к финансированию первых проектов. Фондом предоставлено займов на сумму 9 млн. рублей предприятиям производственной направленности и сферы услуг. В настоящее время процесс предоставления микрозаймов (в сумме до 1 млн. рублей сроком до 12 месяцев) набирает обороты. Ежедневно специалистами фонда ведется работа с предприятиями малого бизнеса по подготовке и рассмотрению новых заявок на финансирование проектов. Положительно и то, что ставка, предлагаемая клиентам фонда, находится на приемлемом для современного рынка уровне — 14,5% годовых.

Возможность использования микрозаймов — всего лишь начальная стадия развития для малых предприятий края. Система микрофинансирования за рубежом работает таким образом, что начинающий предприниматель, привлекая ресурсы из микрофинансовых организаций, постепенно дорастает до того уровня, когда он уже сможет получать банковские кредиты. В этом видятся положительные моменты существования фонда микрозаймов, который станет для мелких бизнесменов некоей "школой финансирования" и позволит им сформировать первоначальную кредитную историю своего предприятия.

Необходимо сказать, что до появления фонда представители малого бизнеса зачастую не имели возможности официально и открыто привлекать заемные средства для ведения дела. Как правило, при необходимости предприниматели оформляли потребительскую форму кредита, а она, как известно, предлагается с достаточно высокой процентной нагрузкой (в некоторых банках до 40–50%).

Но для того чтобы фонд стал действительно полезен широкому кругу предпринимателей края, нам предстоит решить еще один важный вопрос — территориальной доступности услуг фонда для субъектов малого бизнеса. Этот вопрос актуален для предпринимателей из городов и районов, удаленных от Барнаула. Ведь в настоящее время фонд представлен только в краевой столице. Но предпринимателю, например, из Угловского района дорого обойдется получение небольшого по сумме займа (допустим, в размере 100 тыс. рублей) при необходимости поездок в Барнаул.

Решить данный вопрос с наскока не представляется возможным. Дело в том, что обратная сторона работы фонда — это необходимость организации процесса выдачи займов таким образом, чтобы они не только выдавались, но и возвращались в срок обратно в фонд. Следовательно, передавать функции анализа заявок и выдачи займа каким-либо структурам в составе муниципалитетов высокий риск для самого фонда. Да, в крае уже была создана сеть ИКЦ для предпринимателей. Но, к сожалению, до сих пор уровень развития данной структуры также не позволяет передать ей вышеуказанные функции. Для этого необходимы ее существенная доработка, перевод реального статуса системы из сферы факультативной помощи предпринимателям на профессиональную основу.

Каким образом это сделать? Варианты построения подобных структур уже встречаются в отдельных регионах России. Как правило, вопрос решается путем создания в территориях обособленных единиц второго уровня (муниципальных фондов, местных центров поддержки предпринимательства в форме некоммерческих организаций и т. д.). Они осуществляют непосредственное доведение всех форм господдержки до конечных получателей и имеют право оказывать предпринимателям определенный учредителями перечень платных услуг (набор договоров, аутсорсинг в области бухучета, юридические консультации и пр.). Это дает им возможность работать и развиваться на принципах самоокупаемости. В качестве учредителей таких структур выступают, как правило, соответствующие муниципальные образования, а также структуры регионального (первого) уровня. Это, помимо всего прочего, дает возможность учредителям контролировать стоимость платных услуг.

Очень важно, что для со­здания подобных структур не требуется больших затрат. Например, муниципалитет предоставляет площади, фонд имеет средства для займов, ИКЦ — необходимую материальную базу в виде компьютеров, принтеров, доступа в Интернет и т. д. Текущие расходы финансируются организациями за счет получения части процентного дохода по операциям микрофинансирования и дохода от предоставления услуг. Таким образом, не потребуется тратить средства из бюджета.

В отдельных муниципалитетах уже предпринимаются попытки организации подобных учреждений естественным образом — снизу, по инициативе самих предпринимателей. Стоит ли ждать разрешения этого вопроса подобным путем и везде ли он таковым образом решится? При объединении сил заинтересованных сторон сделать это будет намного проще.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость