«Я тут не полечу!»
Ключевая мысль ависалона, которую поддерживают и специалисты по агродронам: наземная техника и сельхоздроны не взаимозаменяют друг друга. Беспилотники могут стать отличным подспорьем для фермера в переменчивых условиях — когда после недели дождей тяжелая техника не может выйти в поле, дроны уже сразу поднимаются в воздух. Вдобавок, поле неидеальной формы для них вообще не помеха: загнал путь в программу, и отправляй его лететь.
Александр Крехов показывал вместе со своей командой аграриям три модели дронов: от уже «старичка» начала 2020-х до новейшей модели этого года. Однако даже при наличии передовой техники остается вопрос доступности: ввезти дрон в Россию становится все сложнее.
«У нас было два дрона, которые, когда их включаешь, понимают, что они на территории России, и говорят: "Я тут не полечу", — вспоминает Александр Крехов. — В итоге мы их отправили назад в Китай. Нам китайцы давали свое программное обеспечение, китайские аккаунты. И тем не менее, когда дрон начинает понимать, что он в России, взлетать отказывается».
Поэтому идея «съездить в Китай, купить дрон и начать работать» в реальности не так проста. Нужно искать варианты перепрошивки или подбора правильных моделей — а это дополнительные расходы и риски.

От скепсиса к осторожному доверию
Вопреки модному статусу технологии, массового ажиотажа среди сельхозпроизводителей пока не наблюдается. Аграрии по-прежнему полагаются на проверенную тяжелую технику.
«У них, в принципе, есть чем опрыскивать. Чаще всего диалог такой: "Я сейчас не могу своего "Джона Дира" загнать на поле — можете приехать и опрыскать?"», — рассказывает Крехов.
То есть дроны сегодня — это скорее дополнительный инструмент на случай, если традиционная техника не справляется из-за погодных условий или особенностей поля. К тому же новые технологии требуют от фермеров пересмотра привычных норм обработки: например, вместо 150 литров воды на гектар дроны используют всего 10.
«Агрономы смотрят с недоверием: "А как это? Не "сгорит" ли культура?", — делится эксперт опытом общения с клиентами. — Куча вопросов. И я понимаю, что они разумные».

Чтобы развеять сомнения, приходится объяснять основы: как работают турбулентные потоки под винтами, как обеспечивается проникновение раствора в растения. И все равно остается место для осторожности: когда речь идет о урожае, рисковать никто не хочет. Ведь шанс его собрать в каждом году всего один. У нас тут Сибирь, а не Краснодарский край.
Почему препараты для дронов — это отдельная история
Одной техники недостаточно: проблема адаптации препаратов под дроны стоит особенно остро. Те химикаты, что рассчитаны на наземные опрыскиватели, не всегда годятся для маловодной авиационной обработки.
«По-хорошему, нужны отдельные препараты для дронов, а не те, что в машину заливают», — объясняет Александр.
Пока аграриям приходится экспериментировать: один и тот же препарат может дать отличный результат при классическом опрыскивании и подвести при использовании дрона. А иногда и вовсе показать себя по-разному на разных полях.
Все усложняется нехваткой сертифицированных средств для воздушной обработки. Они есть, но не так много, как хотелось бы. Крехов отмечает, что каждый новый опыт — это маленький эксперимент: аграрии пробуют, анализируют, делают выводы на следующий сезон.

«За три года мы и сами накопили моменты: что-то попробовали, понюхали, пощупали, потерли — и только потом сделали выводы», — с легкой иронией описывает процесс изучения Александр.
Легче сказать, чем сделать
На фоне ограничений на ввоз иностранных технологий в России все чаще звучат призывы развивать собственные беспилотные системы. Сельхоздроны — не исключение. Однако, по словам Александра Крехова, собрать сам дрон — это лишь половина дела. Главное — разработать надежное программное обеспечение, которое будет управлять всей сложной системой.
«Смысл сделать дрон, как оказалось, несложен. Труднее — заточить правильное программное обеспечение. И здесь Россия обладает потенциалом: сильная школа программистов позволяет рассчитывать на успех», — объясняет он.
Причем программная часть должна обеспечивать не просто полет: она должна учитывать скорость ветра, корректировать давление распыления, автоматически пересчитывать норму вылива при изменении скорости — в реальном времени, без участия человека.

Но даже если технические задачи решат, остается вопрос экономической целесообразности. Российским производителям приходится конкурировать с китайскими компаниями, которые за годы работы уже довели свои продукты до практически идеального уровня.
«А экономическая целесообразность делать свои какая? Китайцы все давно уже сделали. И конкурировать с ними можно будет только при тотальном запрете на китайскую продукцию. Знаю ребят из Томска, они сделали, но практически ничего и не заработали на этом», — отмечает Александр.
Он подчеркивает: речь идет не о качестве сборки. Новейшие китайские модели достигли такого уровня, что это сродни «айфонам среди дронов».
Нужен рынок
Чтобы у отечественных производителей действительно появился шанс, нужно не только развивать технологии, но и формировать внутренний рынок. Без спроса на российские дроны массовое производство останется убыточным.
«Президент правильно сказал: нужен рынок. Если будет рынок — будет и производство. И я сам за конкурентный рынок, — подчеркивает он. — А сейчас у нас такая странная ситуация по стране. В половине регионов в принципе летать нельзя. В другой половине можно, но с разрешением — в общем, нельзя, но можно, если сильно хочется».
Но есть и другая проблема — зарегулированность отрасли. И это, учитывая сегодняшние обстоятельства, тоже вполне очевидная и правильная история. При этом официальное получение разрешений на полеты оборачивается долгими согласованиями, иногда и в несколько дней, что для сельского хозяйства, зависящего от погоды, сродни катастрофе.
«Аграрию нужно сегодня. У него сейчас ветер, завтра дождь, сегодня солнце выглянуло, надо работать, — объясняет Александр. — Да, здесь, как и везде, есть своя ложка дегтя. Но это не то чтобы плохо, это просто наша реальность, к которой нужно адаптироваться».
При этом, как отмечает Александр Крехов, многие страхи, связанные с беспилотниками, порой преувеличены. Опасности, конечно, существуют, но сравнимы с уже привычными рисками в сельском хозяйстве.
«Да, нужно соблюдать меры безопасности, чтобы дрон, условно, не упал на голову. Но ведь и комбайн в теории может человека переехать, — рассуждает Крехов. — Просто для дронов более жесткое регулирование существует».

Кто будет работать с дронами на селе
Даже если вопрос техники решится, останется проблема людей. Управлять дроном гораздо сложнее, чем традиционной сельхозмашиной. Требуются и моторика, и быстрая реакция.
«Я умею летать, но школьник в 7-8 лет сделает лучше. А шестидесятилетний механизатор вообще будет страдать, — признает Крехов. — Сегодняшние дети с этими технологиями растут. Вопрос встает даже со стороны физиологии: оператору нужна хорошая мелкая моторика, а с возрастом пальцы гибче не становятся».
На селе молодежи все меньше: кто мог, уехал в большие города. Остаются старшие поколения, для которых освоение новой техники — серьезная задача. И если сегодня даже на новом комбайне еще можно работать по старой привычке, то дрон требует совершенно другого уровня вовлеченности.

Но все-таки движение есть
Несмотря на все сложности, технология приживается. Все больше фермеров, увидев дроны в работе у соседей, начинают задумываться о собственных экспериментах.
На Алтае дроны уже стали привычной частью пейзажа. Бывает, рассказывает специалист, аграрии, проезжая мимо, останавливаются у поля на дорогах, выходят из машин, наблюдают за работой. Подойдут, спросят, возьмут контакты — интерес огромный. Проблемы с дозировкой препаратов или сложными видами обработок остаются, но понимание технологии растет с каждым сезоном.
Самое важное - в нашем Telegram-канале