Актёр, снявшийся более чем в 60 кинолентах, очень спокойно относился к своей популярности. Как ни странно, самыми значительными работами Кононов считал как раз небольшие роли, в числе которых были Фома из "Андрея Рублёва", Митька Ярмолюк из "Здравствуй и прощай", Аким из "Таёжной повести". А вот кинофильмы, подарившие актёру массу поклонников, Кононов, напротив, недолюбливал. Он холодно отзывался и к "Большой перемене", и к "Начальнику Чукотки", не придавал особого значения пирату Крысу из "Гостьи из будущего". "Массовый успех меня не волнует. Мне гораздо важнее профессиональное признание", - объяснял он.
Первые роли

Родившийся в Москве Михаил всегда мечтал о сцене и ещё в школе играл в театральном кружке. Окончив школу, Миша решил штурмовать Театральное училище им. Щепкина и не только благополучно поступил, но и оказался одним из его самых перспективных выпускников. Курс Кононова выдался звёздным: вместе с Михаилом в Щепке учились Виктор Павлов, Виталий Соломин и Олег Даль. Преподаватели быстро разглядели в талантливом студенте способность перевоплощаться в трагикомических героев. Впоследствии Кононов очень гордился этим своим амплуа и в одном из интервью заметил: "Смех сквозь слезы - это то, что нужно в искусстве".
Актёр стал сниматься ещё студентом. В 1961 году он дебютировал в мелодраме Ивана Пырьева "Наш общий друг". Потом были: "Первый троллейбус", "До свидания, мальчики!", "В огне брода нет", "На войне как на войне". Критики сразу же окрестили Кононова "бесхитростным пареньком из народа".

В 1963 году Михаил был принят в Малый театр и, как многим поначалу казалось, очень удачно вписался в театральную среду. Но вскоре отношения между мэтрами и молодым актёром испортились. Руководству театра не нравилось, что Кононов часто уезжает на киносъёмки. Как раз во время службы в Малом Кононова пригласил на съёмки сам Андрей Тарковский. Режиссёр тогда работал над "Андреем Рублёвым" и предложил Михаилу роль Фомы. Отношения в театре продолжали накаляться, и, проработав в Малом в общей сложности пять лет, Михаил ушёл оттуда. Он и не думал, что расстаётся со сценой навсегда...
"Всё нужно успевать вовремя!"
Казалось, жизнь благоволила к Михаилу: его приглашали сниматься всё чаще. Кроме того, судьба подарила Кононову знакомство с очаровательной девушкой Наташей, которая стала его женой. Поженились в день рождения актёра. Наталья в доме Кононовых была главной. Они прожили вместе 38 лет, но детей у них не было. Кононов очень переживал из-за этого и как-то признался журналистам: "Я изъездил всю страну, скитался, все было некогда. Так без детей и остались. Всё нужно вовремя успевать!"

Зато к началу 70-х годов Кононов был уже очень популярным актёром. Самый большой успех Михаилу принёс телесериал "Большая перемена", где он сыграл Нестора Петровича Северова. Сам актёр к этой своей работе относился прохладно: "В многосерийке был собран весь актёрский цвет того времени - от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Какой силы таланты были в то время в России! Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное - искренним".
"Нельзя идти на поводу у зрителя!"
В 1975 году Михаил Кононов впервые снялся в детском кино. Геннадий Васильев пригласил его на роль Яшки-писаря в фильме "Финист - Ясный сокол". Работа оказалась необыкновенно удачной. Сразу же после выхода режиссёр позвал Кононова в свою новую картину "Пока бьют часы" на роль начальника стражи Грызуна. Чуть позже Кононов появился в образе коварного космического пирата Крыса в фильме "Гостья из будущего". Потом карьера актера пошла на спад.

С конца 80-х Михаил Иванович на экране появлялся всё реже. Он не стал менее популярным, просто, по мнению Кононова, современные ленты не имели ничего общего с кинематографом, а больше походили на халтуру. "Я воспитан несколько по-иному - я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству, - говорил Михаил. - Поэтому отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области ужастиков! Настолько всё непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которые уже нет в живых".
На одной из кинопроб Кононов дал волю своим чувствам и разрыдался. Киношники подумали, что актёра тронул сценарий, но рыдал Кононов - от ужаса. И от роли отказался, хотя предлагали большие деньги. "Нельзя выходить на зрителя на таком низком моральном и интеллектуальном уровне, - был убежден Михаил Иванович. - Мы можем к месту и не к месту показать голый зад. Но это же антиискусство, антиэстетика. Мы не должны поддерживать ни порок, ни массовый психоз! Иначе не нужна наша профессия".

Об этом и многом другом Михаил Иванович написал книгу. Работа заняла несколько лет. Но ни одно издательство не захотело печатать мемуары бесплатно, а нищенской пенсии актёра не хватало. С 1994 года Кононов мечтал поставить фильм по собственному сценарию, и были даже продюсеры, актёры, готовые воплотить его замысел! Но Михаил Иванович боялся отдавать своё детище в руки непрофессионалов. В поисках средств для киноленты Кононов даже устроился специалистом по маркетингу - три года работал с чиновниками Москвы. Но всё безрезультатно. "В 1994 году я дал себе слово: сниматься не буду! Многие фильмы - это жуть и фальшь", - говорил Кононов. Лишь в 2006 году 66-летний актёр сделал исключение для Глеба Панфилова - снялся в сериале "В круге первом" по роману Солженицына.
Наш Нестор Петрович
Болезни и неприятие принципов современного кино заставили Михаила Ивановича переехать из столицы за город. Пока шло строительство дома в деревне Бутырки под Можайском, Кононовы выезжали на лето под Орехово-Зуево. "Там у нас была изба деревенская с русской печкой. Я тогда снимался у Никиты Михалкова в фильме "Вспоминая Чехова", и он меня отпускал со съёмок поросёнка покормить", - рассказывал Михаил Иванович.
Когда же достроили дом, Михаил Иванович полностью отказался от столичной жизни и приезжал в Москву разве только на лечение. Деревенские ласково называли Кононова "наш Нестор Петрович" и искренне дорожили дружбой с ним. Ещё бы, если бы не Михаил Иванович, в деревне никогда бы не появился газ: Кононов добился, чтобы местные власти провели газопровод.
В 2001 году актёра жестко избили неизвестные. В Боткинской больнице ему провели обследование и нашли множество болезней, о которых Михаил Иванович и не подозревал. Кроме того, он перенёс инфаркт, был инвалидом II группы. Ходили слухи, что забытый в Бутырках друзьями и коллегами Кононов начал злоупотреблять алкоголем. Но жена Наталья категорически это отрицала: "Чушь, что Миша пил. Его болезнь усугублялась курением. Он бросал ненадолго, но не выдерживал: слишком переживал из-за болезни, из-за того, что его перестали снимать".

Актёра сильно подкосило известие о смерти Виталия Соломина, с которым он учился на одном курсе. А кончина ещё одного сокурсника, Виктора Павлова, вообще аукнулась сердечным приступом. Незадолго до трагедии они встречались и Михаил уговаривал Павлова поберечь сердце, облегчить съёмочный график... А после смерти друга винил себя в том, что не смог его уберечь.
За две недели до смерти Михаил Иванович лёг в больницу с пневмонией и уже шёл на поправку, как вдруг неожиданно на фоне недуга у него развилась сердечная недостаточность Он ушел от нас почти в полном забвении. Кого обвинить в этом - жизнь, судьбу? Вот такая история. История, которую преподавал его Нестор Петрович Северов.