— Виктор Васильевич, вы — один из первых бизнесменов в крае. Тогда, в 1990 году, вы предполагали, что ваше начинание может вылиться вот в такую мощную структуру?

Виктор Филипчук (В. Ф.): — Нет, конечно. В 1990 году толчком для создания "Новэкса" стало постановление Совмина России о том, что у нас вводится новая форма собственности — частная. На работе тогда можно было расти только по карьерной лестнице. А здесь у меня появилась возможность делать что-то самому. Но что именно делать, я тогда не представлял.
Начинал с того, что возил на легковой машине из Новосибирска прищепки и аудиокассеты. В то время был страшный товарный дефицит, и в рынок они вошли прекрасно. От легковой машины постепенно перешли к грузовику. Возили и другие товары. К 1993 году "Новэкс" представлял из себя мелкооптовую компанию по торговле продуктами.
— Но как вы пришли к "Новэксу" в том виде, каким мы его знаем сейчас?
В. Ф.: — Одно время "Кучуксульфат" поставлял сырье на Винницкий завод синтетических моющих средств. Это было время бартера, от партнера они получали расчет стиральным порошком. Они попросили нас реализовать его, чтобы получить деньги. И мы помогали им и со временем доработались до больших объемов. Уже в то время на рынке продовольственной розницы было трудно конкурировать с "Марией-Ра", поэтому мы сосредоточились на нише бытовой химии. В 2000 году купили первый магазин на Социалистическом и почти сразу увидели перспективу розничной сети.
— За 25 лет вам пришлось принимать множество решений, чтобы развить сеть до нынешних масштабов. Какие из них считаете ключевыми?
В. Ф.: — Рынок развивался, не стоял на месте. И нам нужно было с учетом этих изменений корректировать свою деятельность. Действительно, было несколько ключевых решений, которые были эффективны в силу своей своевременности. Первое из них — это переключение с опта на розницу. Второе — строительство собственного логистического центра. Прежде мы арендовали восемь складов на базе краевой администрации, и это было неудобно. В 2005 году мы первые в крае построили терминал класса "А" и внедрили программу логистики для быстрой и профессиональной работы на складе.
Следующую важную новацию мы внедрили в 2011 году. Речь о программе SAP для розничной сети. Это основная торговая программа, на которой завязаны все бизнес-процессы. Интересно, но одни из наших конкурентов пробовали запустить ее у себя за полгода до нас и наломали с ней немало дров. И когда они узнали, что мы идем по этому же пути, завезли во все свои магазины трехмесячный запас товаров, ожидая, что нас залихорадит. Но наши специалисты все сделали грамотно, и мы без сбоев перешли на новую систему работы.
Время обновления
— Кризис 2008–2009 годов ваша компания прошла очень хорошо. С каким настроем встречаете новую экономическую реальность?

Елена Филипчук (Е. Ф.): — Кризис — время возможностей. И мы ими пользуемся. Слабые игроки уходят, освобождают интересные площадки, которые мы быстро и успешно занимаем. Сейчас в этом плане стало проще: амбиции арендодателей и девелоперов снизились.
Говорить о том, что все хорошо, не приходится. Ожидаем осложнения экономической ситуации. Стараемся предупредить, построить внутреннюю работу так, чтобы быть готовыми к самым негативным сценариям. В такой период какие-то крупные капиталоемкие проекты мы не начинаем, а что касается тактики — пристально смотрим на нерентабельные магазины, стараемся исправить недостатки в их работе.
Также мы оперативно анализируем и при необходимости корректируем ассортимент наших магазинов. Мы понимаем, что наш основной покупатель — это женщина. Мы нацеливаемся на то, чтобы женщина в наших магазинах могла полностью удовлетворить свои потребности, начиная от средств гигиены, которые должны быть и в сумочке, и в ванной комнате, до предметов быта и средств элементарного ремонта. Наша философия — дать возможность людям купить товары первой необходимости в одном месте, потратив минимум времени и денежных средств.
Для этого в каждой категории товаров мы делаем интересное по цене предложение. У нас могут найти для себя нужное и ценители брендов, и любители экспериментировать и искать что-то новое, и те, кто хочет покупать необходимое по минимальным ценам. Наверное, мы не вполне можем удовлетворить только покупателей с высоким уровнем дохода и высокими требованиями к классу товара. Но всем не угодишь. Наш покупатель — деловая активная женщина. У нее есть семья, о которой она заботится. И мы стараемся сделать ее жизнь хоть в какой-то части лучше.
— Недавно вы изменили фирменный стиль. Для чего?
Е. Ф.: — Во-первых, мы освежили логотип, добавили в него красок, поменяли шрифт. Теперь он воспринимается приятнее. Затем мы придумали новую концепцию оформления магазинов. Все новые магазины будут открываться уже в новом виде, а если позволит экономическая ситуация, то новое оформление получат все наши точки. Суть изменения в том, что мы решили обновить и сделать более понятным формат магазина. Это сказалось на расположении товарных категорий и группировании их по зонам. Розовая — все, что касается гигиены и красоты, зеленая — это домашний текстиль и обувь, детские товары, уход за одеждой и прочее, синяя — все, что касается чистоты (порошки, моющие средства и т. п.). Есть еще черная зона, мужская. Все это позволит покупателям сэкономить свое время.
— Несколько лет назад "Новэкс" открыл интернет-магазин. Насколько успешен этот опыт?
Е. Ф.: — Пока это малорентабельное направление, но очень перспективное. Зачастую мы конкурируем сами с собой: можно заказать товар в интернете, но приятно заехать в магазин и получить удовольствие от процесса покупки. Но сейчас подрастает новое поколение 16–19-летних, активных пользователей интернета. Они уже привыкли делать покупки в сети. Когда они обзаведутся семьями и станут нашими клиентами, мы хотим быть удобными для них.
В. Ф.: — Это проект на будущее. Мы решили сделать эти вложения сейчас, а не потом, когда на рынке будет конкуренция.
— "Новэкс" — семейный бизнес. Расскажите, как распределяются ваши роли в управлении предприятием?
В. Ф.: — Пять лет назад я снял с себя обязанности гендиректора и возложил их на Елену. И очень доволен. Для меня "Новэкс" — мой пятый ребенок. Отношение к нему такое же трепетное, как в другим детям. И мне небезразлично, что с ним будет в дальнейшем. Я считаю, что сделал этот шаг вовремя. Чтобы компания развивалась, нужны свежие мозги, новые подходы. Человек с возрастом начинает становиться консервативным. Именно из любви к "Новэксу" я возложил большие обязанности на дочь. За это время она изменилась. Сегодня она сильный, уверенный в себе руководитель. Я уверен, что под ее руководством сеть с каждым годом будет развиваться все лучше и лучше.
Е. Ф.: — Я занимаюсь оперативным управлением "Новэкса", а Виктор Васильевич — развитием собственной недвижимости, контролирует деятельность других структур холдинга.
— Деловые вопросы не мешают семейным отношениям?
Е. Ф.: — Нисколько.
В. Ф.: — Нет. Все мои дети трудоспособного возраста работают в компании.
Главное — люди
— Вокруг вашей компании всегда положительный информационный фон: победы в конкурсах, благодарности от администрации, участие в благотворительности и т. д. Участие в социальной жизни города, региона — осознанный выбор?
В. Ф.: — Конечно. Например, мы около пяти лет сотрудничаем с отделением онкологии "Алтайской краевой детской клинической больницы". Навещаем детей, оказываем помощь. И даем возможность нашим покупателям сделать то же самое.
Е. Ф.: — В 2014 году мы поставили в магазинах Барнаула, Новоалтайска, Заринска ящики для пожертвований этому отделению. Нам кажется, что очень важно дать возможность людям без особых усилий сделать доброе дело и, возможно, спасти чью-то жизнь.
— Знаю, что вы много усилий тратите на корпоративную культуру. Кстати, много у вас работает старожилов компании?
Е. Ф.: — Ветераном компании "Новэкс" считается тот, кто проработал в ней 10 лет. Им дается серебряная медаль. Таких ветеранов у нас 136 человек. И мы их очень ценим.
В. Ф.: — У нас налажена целая система обучения персонала. В итоге мы получили очень хороший коллектив, настоящую команду профессионалов. И атмосфера очень здоровая и плодотворная. У нас никто не боится вышестоящего начальства, никто не работает из-под палки. Всем дается возможность для роста. Например, директор IT-отдела был простым оператором в магазине, а коммерческий директор начинал простым мерчендайзером.
Статистика показывает, что 10-летие празднует лишь каждая десятая компания. Нам уже 25. Мы достигли этого только потому, что нам удается подбирать единомышленников. Люди — это наше главное достижение.

10 фактов о компании "Новэкс"
- На сегодняшний день сеть насчитывает 157 магазинов. До конца года должны открыться еще около 10.
- "Новэкс" представлен не только в Алтайском крае, но и в Кемеровской, Новосибирской и Томской областях, а также в Республике Алтай.
- Самый большой магазин — филиал "Малаховский" (Барнаул, ул. Малахова, 62), имеющий торговую площадь 1350 кв. м. В 2012 году он признан лучшим непродовольственным магазином города.
- Виктор Филипчук в 2011 году указом президента РФ награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
- По данным журнала "Эксперт Сибирь", за 2013 год в рейтинге 100 крупнейших компаний Алтайского края компания "Новэкс" заняла 18-е место. А в рейтинге 400 крупнейших компаний Сибири по объему реализации за 2013 год компания "Новэкс" заняла 200-е место.
- Более года длилось строительство масштабного проекта "Новэкса" — торгового центра "Созвездие" в Бийске; ТЦ открылся в ноябре 2013 г.
- В мае 2012 года Елена Викторовна Филипчук вошла в рейтинг самых влиятельных женщин российской торговли по результатам исследования Retailer magazine — ведущего журнала в области торговли.
- Компания "Новэкс" занесена на Доску почета "Слава и гордость Барнаула".
- Название компании расшифровывается как "Новая экономическая структура".
- Недавно "Новэкс" завел Instagram. Аккаунт компании: @novextrade.
Самое важное - в нашем Telegram-канале