Маркировка по этапам
По словам Екатерины Приезжаевой, сейчас в системе государственной маркировки «Честный знак» находятся 17 товарных групп.
Маркировка «Честный знак» – это специальный код, который производители наносят на упаковку своего товара. Он позволяет проверить каждую единицу продукции на его подлинность и качество. В том числе узнать, откуда товар поступил и на каком этапе продажи сейчас находится.
С 1 сентября 2024 года список пополнят еще несколькими видами товаров. Всего их будет семь. «Это консервы, растительные масла, корма для животных, ветеринарные препараты, велосипеды, безалкогольное пиво и технические средства реабилитации», – рассказала замминистра на выездном совещании Минпромторга России и ЦРПТ в Алтайский край.
Согласно постановлению правительства, внедрение маркировки этих групп товаров пройдет в несколько этапов. С 1 сентября 2024 года предприятия будут обязаны зарегистрироваться в государственной системе маркировки «Честный знак». А с 1 октября поставлять уже маркированную продукцию.

Время для экспериментов
Екатерина Приезжаева добавила, что помимо этого еще 10 товарных групп проходят экспериментальную маркировку.
«Сегодня мы наблюдаем возросший интерес к маркировке промышленных товаров, – рассказывает замминистра. – Мы уже запустили эксперимент по маркировке титана, радиоэлектронной промышленности, и готовимся запустить экспериментальную маркировку свечей зажигания».
Кроме этого с 1 сентября 2024 года в России стартует эксперимент по маркировке новых видов медицинских изделий, включая пробирки, шприцы и презервативы. Об этом сообщает РИА Новости, ссылаясь на соответствующее постановление правительства.
Эксперимент продлится до 31 августа 2025 года и будет включать в себя терапевтические дыхательные аппараты, инфузионные системы, инкубаторы для новорожденных, а также другие медицинские изделия: пробирки, шприцы, салфетки, маски, презервативы, имплантаты для пластической хирургии и косметологии в виде филлеров и косметических нитей.

Сомнительные духи и ненастоящее масло
На вопрос, зачем разным группам товаров необходима обязательная маркировка, Екатерина Приезжаева отвечает:
«Маркировка товаров решает сразу несколько задач. Она способствует улучшению качества и безопасности продукции, получению актуальной и достоверной информации в режиме онлайн, мониторингу и распределению товарных запасов. И самое главное – делает процесс производства прозрачным».
Не секрет, что самую популярную продукцию могут подделывать, чтобы сэкономить на материалах и получить ту же прибыль, что от оригинала. Замминистра отметила, что чаще всего в России подделывают парфюмерию: «Кто из нас не видел якобы импортные духи, разлитые по сомнительным бутылочкам». После того, как парфюмерию включили в систему маркировки, нелегальный оборот сократился почти на четверть, сообщает собеседница.

Александр Лукьянов, заместитель председателя правительства Алтайского края, добавляет, что также часто фальсифицируют молочные продукты. Например, под видом сливочного масла выпускают спреды, а вместо сыра предлагают сырный продукт.
«А ведь эти продукты поступают в детские сады, школы и дома престарелых! Маркировка дала нам возможность исключить поступление фальсификата на столы наших граждан», – рассказывает зампредседателя.
Лукьянов подчеркивает, что маркировка продуктов способствовала обелению рынка и увеличила продажи качественной продукции в разы. Об этом говорят и цифры: Легальный рынок питьевой воды увеличился на 30%, безалкогольных напитков – на 23%. Доля незаконного оборота машин снизилась в два раза, табака – на четверть, а обуви – на треть.
«Потребитель видит, что продукция проверена и безопасна для здоровья, и выбирает ее. Тем самым предприятия, которые выпускают фальсификат, по итогу уходят с рынка».

Всем по витаминке
В том числе с сентября прошлого года в систему обязательной маркировки включили биологически-активные добавки (БАД). Алтайский край входит в топ регионов России по количеству производителей и объемам выпуска БАД. На регион приходится 18% объема от общего производства пищевых добавок.
Меньше, чем за год, к системе маркировки подключились 48 производителей. По прогнозам экспертов, годовой объем рынка составит около 1 млрд единиц БАД. Это в два раза больше изначальной оценки профильных исследований. Ранее годовой объем рыка исчислялся около 400 млн единиц.
Своим опытом выпуска БАДов на Алтайском рынке поделился Алексей Алехин, председатель акционерного общества "Алтайвитамины":
«Мы работаем с "Честным знаком" с 2019 года и большую часть выручки получаем с продажи лекарств. В 2022 году мы начали выпускать пищевые добавки и в это же время внедрили систему маркировки. Практически сразу наша компания почувствовала существенную пользу для бизнеса. Мы видим рынок и его объемы, понимаем, какие сегодня существуют тренды и составляем аналитику. Это позволило нам существенно увеличить наши продажи и улучшить качество выпускаемой продукции. Мы отслеживаем качество на каждом из этапов транспортировки товара: от производителя до потребителя».
Самое важное - в нашем Telegram-канале