Как уже сообщал altapress.ru, пару недель назад мэрия опубликовала проект генплана Барнаула до 2036 года. Его за 7,5 млн рублей подготовил Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор".
Генплан определяет в первую очередь направление развития строительства и транспортной системы города. Документ, когда его доработают и утвердят, позволит бизнесу планировать возведение жилья и других объектов, а Барнаул сможет претендовать на попадание в госпрограммы с федеральным финансированием, рассказал Алексей Бобров, председатель комитета мэрии по строительству, архитектуре и развитию города. Он подчеркнул: документ не предусматривает и не должен предусматривать источники финансирования, он лишь задает векторы движения.
В центре внимания
Генплан закрепляет один из важнейших трендов на строительном рынке — сокращение объемов жилищного строительства. "Кризис в экономике и строительной отрасли заставил нас значительно уменьшить объем возводимого жилья. Квартиры не покупают в таком количестве, как раньше", — говорит Юрий Гатилов, гендиректор компании "Жилищная инициатива". Но тенденция, изначально возникшая по экономическим причинам, в генплане получает иное обоснование — сокращается прирост населения города. То есть стахановские темпы возведения новых "квадратов" будут просто не нужны.
Согласно документу, будущие стройки сосредоточатся в центральной, западной и северо-западной частях города. В районе Павловского тракта, аэропорта имеющиеся заделы достроят, а развивать дальше не планируют. В действующем документе такая возможность предусматривалась. "Сегодня Барнаул расползается вширь. Этот процесс надо останавливать, ведь чем компактнее город, тем он экономичнее, — говорил еще в марте Сергей Боженко, зампредседателя комитета по строительству, архитектуре и развитию города. — Мы построим магистрали и инженерные сети меньшей протяженности, меньше потратим средств на их эксплуатацию, меньше потеряем тепла".
Изменились акценты развития в центре города. Те зоны, которые прежде предназначались под размещение и строительство невысоких домов, малоэтажек или коммерческих зданий, в новом проекте отдаются под высотки. На практике это означает, что в центре или рядом с ним усилится точечная застройка и возрастет этажность зданий.
Движение в центр и расселение аварийного фонда — то, к чему уже и так пришли застройщики. Особый интерес к центру проявляют в "Селфе", "Жилищной инициативе", "Домстрое", "Адалин-строе", "Сибирии" и других. "Большинство жителей работает в центре города, здесь интересно строить жилье — цена квадратного метра высока", — пояснил Алексей Бобров. По его словам, уже сейчас в городе из чуть более 1 млн кв. метров незавершенного строительства половина — точечная застройка в центре.
Частично новые строения должны появиться на месте старых. По данным мэрии, сегодня в Барнауле более 170 домов признаны ветхими и аварийными. "Муниципалитет может проводить аукционы по вопросу сноса таких домов с предоставлением гражданам компенсации или готовых квартир. У нас первый проект есть. Он реализуется на ул. Советской Армии. Застройщик — “Барнаулкапстрой”", — рассказал Бобров. Еще один такой проект запущен в районе Потока.
Коридорные ограничения
Интенсивная застройка центра города по задумке властей должна сэкономить затраты на создание инфраструктуры и строительство коммуникаций. Однако в этом случае встает вопрос о том, хватит ли мощностей у поставщиков тепла, электроэнергии, воды, выдержат ли увеличенную нагрузку изношенные инженерные сети.
"На территории города разработана схема тепло- и водоснабжения. Сегодня в стадии завершения схема электроснабжения. В них ставился вопрос увеличения нагрузки на сети в центре города. Но в схеме теплоснабжения и водоснабжения учли не все объекты, поэтому в проекты будем вносить изменения", — пояснил Алексей Бобров.
Еще в мае при обсуждении будущего генплана представители ресурсных организаций сообщили, что станции и сети могут не справиться с ростом нагрузки там, где сегодня стоит ветхое жилье.
По данным и "Барнаульского водоканала", и "Сибирской генерирующей компании" (СГК), необходимые запасы мощности у них имеются, а вот с сетями ситуация сложнее. "Если 8–10 лет назад препятствием для подключения новых объектов была пропускная способность теплосетей, то за последние годы реализованы инфраструктурные проекты, направленные на улучшение гидравлического режима в центральной части Барнаула, — говорит Александр Гросс, директор барнаульских теплосетевой и тепломагистральной компаний (входят в СГК). — Сегодня пропускной способности сетей достаточно для качественного теплоснабжения центра города и подключения новых потребителей".
Однако, подчеркивают в СГК, для строительства новых теплосетей к построенным домам нужны коридоры, отвечающие техническим требованиям. Их отсутствие может стать препятствием. "Сейчас мы находимся на завершающей стадии по подключению трех многоэтажных зданий в районе улиц Партизанской — Радищева — Пролетарской. Для организации их теплоснабжения коридор был найден с большим трудом", — привели пример в компании. "В настоящий момент мощность и пропускная способность сетей в центральной части города рассчитана на существующий вид застройки — преимущественно это частный сектор и дома небольшой этажности. С изменением концепции застройки потребуется модернизация, реконструкция и строительство новых объектов", — подтвердили и в "Барнаульском водоканале".

Не дороги, а линии на карте
Генплан предусматривает значительные изменения транспортной системы. Все предложения должны решить ключевые проблемы города: пробки, разбитые большегрузами дороги, "узкие горлышки" и другие. Однако предложенные варианты вызывают у специалистов большой скепсис. Сергей Павлов, заместитель завкафедрой организации и безопасности дорожного движения АлтГТУ, считает, что значительная часть предложений описана безграмотно.
Он приводит пример туманной формулировки — "реконструкция ул. Челюскинцев". "Что они понимают под этим? Усиление дорожной конструкции? Расширение? И, главное, на основании чего?" — отмечает ученый.
Он обращает внимание и на отсутствие расчетов: и финансовых, и технических. "Этот документ вообще кто-нибудь внимательно читал? В части транспорта — уровень наших дипломных проектов или ниже", — прокомментировал Павлов. Он обратил внимание даже на элементарные ошибки: вместо Змеиногорского тракта в документе можно встретить Змеиногородский, а в одной из таблиц вместо Барнаула указан Нефтеюганск.

"Предыдущий генплан нравился больше, хотя там такая же фантастика. Авторы смотрят на текущие планы развития экономики государства? Там до 2020 года на развитие вообще денег нет", — прокомментировал Павлов.
В свою очередь Алексей Бобров, комментируя наиболее финансовоемкие проекты, подчеркнул, что в казне города денег на их реализацию не предусмотрено. Однако по некоторым из них ожидается финансирование из федерального бюджета. "Например, в проекте межевания квартала 2033 (расположен на пересечении улиц Энтузиастов и Попова) есть поликлиника районного масштаба. Остается дождаться, когда появится соответствующая программа, как это произошло со строительством школ в кварталах 2001 и Дружный", — отметил Бобров.
Мэрия планирует отправить проект генплана на доработку после публичных слушаний (запланированы на январь), сообщил Боженко. По его словам, разработчикам дадут около трех месяцев на исправление ошибок. В конце I квартала чиновники рассчитывают получить готовый документ, который представят на рассмотрение гордумы.
Ключевые предложения генплана и карта функциональных зон Барнаула
Цифра
Около 2,7–2,8 млн рублей стоит сотка земли, в случае если застройщик сам расселяет людей из ветхого жилья.
Самое важное - в нашем Telegram-канале