Итоги рейтингов часто критикуют и ставят под сомнение. Но это говорит о том, что их читают. В Московской области в прошлом году один, казалось бы, безобидный рейтинг наделал много шума. Это был рейтинг лицеев и гимназий, которые позиционируют себя как заведения "повышенного уровня". Учитывались результаты ЕГЭ, доля родителей с высшим образованием, наличие необразовательных услуг и многое другое. Так вот, рейтинг показал, что далеко не все соответствуют заявленному статусу. И наоборот, некоторые гимназии "без особого пафоса" показали результаты лучше, чем якобы продвинутые учебные заведения.
С рейтингами школ понятно: на них могут ориентироваться родители и делать определенные выводы работники системы образования. Но зачем нужны рейтинги регионов?
Считается, что прежде всего они нужны самим органам исполнительной власти субъекта РФ. Для губернаторов такие рейтинги как минимум — информация для размышления, возможность сверить свою оценку происходящего с оценкой экспертной компании. Как максимум — повод для принятия своевременного решения в той или иной сфере экономики региона, корректировки стратегии развития территории. Основополагающими для органов власти являются рейтинги, которые составляются Министерством регионального развития РФ.
Крупные инвесторы при выборе региона ориентируются на рейтинги признанных международных агентств, таких как Standard & Poor's, Fitch Ratings, Moody's. Среди российских составителей авторитетным считается агентство "Эксперт".
Как выглядит Алтайский край при ранжировании регионов по различным показателям? Мы выбрали несколько наиболее свежих рейтингов.
Александр Беляев,
руководитель консалтинговой компании "Эль-Консул":
Результатами рейтингов я интересуюсь. Но степень доверия к ним — два-три балла по десятибалльной шкале. Потому что не всегда удается узнать, что за структура представляет результаты рейтинга, какова ее степень нейтральности, степень желания быть объективной в своих выводах и аналитике. А в отношении каких-либо рейтингов на уровне России или мирового масштаба здесь доверие еще меньше — политика просто "забивает" беспристрастность статистики. И в последние несколько месяцев это наиболее заметно.
Перед принятием ключевых решений, связанных с экономикой, дорожной безопасностью, экологией и т. д., я предпочитаю сам собирать информацию от нескольких людей, плюс несколько различных источников в интернете. И уже на последнем месте — результаты рейтингов.
Рейтинг информационной открытости сайтов администраций регионов
Опубликован: июнь 2014 года
Источник: Фонд свободы информации
Исследовалась информационная доступность сайта (соответствие его содержания законодательству, требованиям экспертов и запросам пользователей).
Методика. Контент-анализ сайта.
- Сайт администрации Алтайского края — 34-е место
- Сайт правительства Ростовской области — 1-е место
- Сайт правительства Чеченской Республики — 81-е место
За счет чего получено место в рейтинге? (выборочно)
Показатели открытости сайта (100% — наличие в полном объеме, высокая доступность, актуальность)
- 100% — контактная информация высшего исполнительного органа, руководителя
- 100% — возможность поиска по базе нормативно-правовых актов
- 100% — ежегодный отчет о результатах деятельности администрации в 2013 году
- 100% — возможность следить на сайте за движением обращения, сервис "Личный кабинет"
- 90% — сведения об инвестициях в основной капитал за исключением бюджетных средств (сведения есть, но их неудобно искать)
- 50% — контактная информация замов руководителя администрации (есть телефоны, нет факса и электронной почты)
Показатели закрытости сайта (0% — информация не найдена, неактуальна или недоступна)
- 20% — база данных нормативных актов, изданных админиcтрацией
- 0% — протоколы, видеозаписи, стенограммы и повестки дня заседаний, онлайн-трансляция
- 0% — отчет об использовании бюджетных средств, выделенных на функционирование администрации
- 0% — оценка населением работы органов исполнительной власти региона
- 0% — перечень вакансий в госоргане
Вячеслав Романов,
руководитель исследовательского направления Института развития свободы информации:
Прозрачность работы органов власти способствует снижению коррупциогенного начала: чем меньше темных пятен, тем меньше места для маневра.
Отсутствие необходимой информации в свободном доступе в условиях современного ритма жизни, как полагают в институте, способно привести к ситуации, когда власть готова идти навстречу обществу, но общество не знает об этом. Схожая ситуация и с инвестиционной привлекательностью: честному бизнесу легче жить в регионе с прозрачной властью, понятными административными процедурами, отсутствием информационных барьеров. Открытость региона становится брендом. И здесь выстраивается цепь: нет информации — регион теряет некие инвестиционные проекты. А это налоги, рабочие места, товары. И в итоге уже теряют обычные жители.
Рейтинг безопасности российских дорог
Опубликован: 1 апреля 2014 года (за январь – март)
Источник: Межрегиональный общественный центр "За безопасность российских дорог"
- Алтайский край — 34-е место (из 45 представленных в рейтинге)
Все регионы поделены на три группы в зависимости от уровня безопасности: "зеленая", "желтая" и "красная" зоны. Наш регион попал в последнюю, где дороги признаны самыми аварийными.
- Лидеры: Москва, Тюменская и Курская области.
- Аутсайдеры: Красноярский край, Кировская и Ленинградская области.
Методика. При составлении рейтинга учитывались количество ДТП к населению региона, число раненых и погибших на дорогах а также отношение числа аварий к протяженности дорог региона и автопарку.
Ярослав Долинский,
начальник управления федеральных автомобильных дорог "Алтай" Росавтодора:
На федеральных трассах у нас, к сожалению, в последние три года произошел небольшой рост аварийности, в пределах 5% ежегодно. Но есть значительное снижение по погибшим. Однако кардинально изменить ситуацию пока не удается. Прямой зависимости между качеством дорог и числом аварий нет: сейчас мы много вкладываем в ремонт федеральных трасс, их качество с каждым годом улучшается, но это никак не сказывается на аварийности, ведь на участках с хорошим ровным покрытием скорость чувствуется слабо. Хороший эффект дает только создание четырехполосных дорог с разделением потоков. Но у нас, к сожалению, не так много денег на это.
Рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2014 год
Опубликован: 17 июня (проведен в апреле-мае в 83 регионах)
Источник: Центр прикладной экономики по заказу электронного журнала "Госменеджмент"
- Лидер: Омская область — 1-е место (36 баллов)
- Алтайский край — общее 38–44-е место (21 балл)
Край попал в пятерку лидеров по локальному разделу рейтинга "Публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений субъекта РФ".
- Аутсайдеры: Республики Северная Осетия и Дагестан, Челябинская область (по 9 баллов).
Методика. Планируется четыре этапа проведения мониторинга и составления данного рейтинга. На первом этапе анализ проводился по четырем показателям: характеристика первоначально утвержденного бюджета, публичные сведения о плановых показателях деятельности региональных госучреждений, так называемый бюджет для граждан, инфраструктура для обеспечения открытости бюджетных данных. В каждом разделе баллами оценивалось наличие или отсутствие в открытом доступе определенных документов, а также совершение властями определенных действий или их бездействие по информированию. Совокупность баллов и дала общий результат.
Юрий Белоусов,
директор Центра прикладной экономики:
Это был первый этап рейтинга, касающийся публикации первоначального закона о бюджете. В течение года будут проверяться его исполнение, подготовка проекта бюджета на следующий год. В этом году, в отличие от предыдущих лет, мы проводим сверку наших данных, отправляя их в регионы. Этот этап оказался для нас неожиданным: многие субъекты именно в это время ударно поработали, появилось много сведений о бюджетах на региональных порталах. Рейтинг мы составляем в первую очередь для самих субъектов, которые могут увидеть свои сильные и слабые стороны. По рейтингу видна также лучшая передовая практика регионов по различным направлениям. Например, в разделе по открытию информации для граждан лидирует Красноярский край — пожалуйста, смотрите, как они это делают, применяйте их опыт.
Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2013 года
Опубликован: 22 мая
Источник: РИА Рейтинг
Лидеры:
- Москва (82,8 балла),
- Санкт-Петербург (75,3 балла),
- Ханты-Мансийский АО (70,3 балла)
Алтайский край — общее 46-е место (41,2 балла)
В локальных разделах рейтинга:
- масштаб экономики (объем производства, объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике) — 37-е место (457,89 млрд.);
- эффективность экономики (инвестиции в основной капитал, объем производства, частные инвестиции — все на душу населения, доля прибыльных предприятий, уровень собираемости налогов) — 67-е место (191,21 тыс. рублей на человека);
- бюджетная сфера (доходы консолидированного бюджета на душу населения, доля собственных доходов в бюджете, отношение госдолга к собственным доходам, дефицит бюджета к собственным доходам) — 69-е место (36,56 тыс. рублей на человека);
- социальная сфера (отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг) — 71-е место (1,78).
- Аутсайдеры: Республики Алтай, Тыва и Ингушетия (15,7, 14,6 и 14,2 соответственно).
Методика. Основана на обобщении различных показателей. На первом этапе определялся рейтинговый балл региона по каждому показателю, на втором — по группе показателей, на последнем — интегральный рейтинг. Рейтинговый балл по каждому показателю рассчитывался в интервале значений от 1 до 100, по группе факторов определялся как среднее арифметическое баллов всех входящих в группу показателей, а интегральный рейтинг — как среднее геометрическое рейтинговых баллов всех анализируемых групп.
Александр Карлин,
губернатор Алтайского края:
За составление самых разнообразных рейтингов зачастую берутся непрофессиональные люди, не учитывающие специфику территорий и не различающие, в частности, Алтайский край и Республику Алтай. Между тем 83 российских субъекта существенно разнятся по своим климатическим условиям, расселенности, экономическому потенциалу и природным ресурсам, поэтому их нельзя рассматривать как регионы с одним выражением лица. Ранжирование регионов путем механического сравнения неправильное, а так называемые коммерческие рейтинги вообще не нужно брать в расчет. Выстраивание таких рейтингов, кроме чувства озлобленности и недоверия, ничего больше не формируют.
(Из выступления на пресс-конференции в марте 2014 года.)
Экологический рейтинг субъектов России
Опубликован: июнь 2014 года (за весну 2014 года)
Методика. В основу исследования положены оценки экспертов и специалистов, а также публикации в СМИ. Составители распределили оценки по трем блокам, собранным из нескольких параметров: "Экосфера" (атмосфера, водные ресурсы, биоресурсы), "Техносфера" (промышленная среда, ТБО, модернизация и экология, наука и инновации, ответственность бизнеса), "Социосфера", в которую вошли такие показатели, как власть, закон и порядок, гражданское общество.
- Алтайский край — 5-е место
- Лидер: Тамбовская область
- Аутсайдер: Свердловская область
Владимир Попрядухин,
начальник Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края:
В крае ведется работа по увеличению зеленых зон городов, восстановлению системы полезащитных полос, реализуются другие важные проекты в сфере сохранения природы. Можно много говорить на эту тему, но скажу одно: подтверждением экологического благополучия региона стал тот факт, что Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" в этом году включила Алтайский край в число лидеров экологического рейтинга.
Самое важное - в нашем Telegram-канале