В поисках достойных конкурентов столичным театрам, считает Роман Должанский, жюри не находит почти никогда никого в провинции.
Роман Должанский,
"КоммерсантЪ":
...А не найдя, высокомерно списывают участие тех или иных провинциальных спектаклей на подслеповатость экспертов. Между тем по номинантам "Маски" очень любопытно и поучительно изучать типичные театральные ситуации, типичные для российской практики случаи сотрудничества режиссеров и трупп. Тем более что все три театра, о которых пойдет речь ниже, на главном российском фестивале были представлены впервые.
<...>
Третий, и может быть, самый симптоматичный случай — "Войцек" Бюхнера из Барнаульского краевого театра драмы имени Шукшина. В городе, никогда не считавшемся, в отличие от Самары и Красноярска, театральным центром, "маленькую немецкую трагедию" поставил главный режиссер Владимир Золотарь. Теперь уже бывший главный режиссер: в сущности, именно "Войцек" заставил краевые власти (в согласии с мнением ветеранов труппы) сделать вывод, что такой вот театр им все-таки не нужен. Может быть, потому, что на сцене создан образ военизированного, тоталитарного и в то же время насмешливо-балаганного мира, в котором человек ничего не значит, в котором любая самостоятельная личность обречена на невыносимые испытания. До господина Золотаря спектакля такого уровня театральной культуры в Барнаульской драме не было, а когда что-то подобное появится в следующий раз — пока что неизвестно. Играться в Барнауле "Войцек", скорее всего, больше не будет. А его участие в "Золотой маске" останется напоминанием об упущенных возможностях.
Самое важное - в нашем Telegram-канале