Жизнь

Режиссер нашумевшего в Барнауле «Идиота» рассказал о своем восприятии Достоевского

Премьера спектакля «Идиот» по мотивам одноименного романа Федора Достоевского пройдет 16 апреля в краевом театре драмы. Некоторые барнаульцы удивились, узнав, что роль князя Мышкина сыграет московская актриса Лиза Арзамасова. Главный режиссер театра и автор инсценировки Артем Терехин рассказал зрителям о своем профессиональном и читательском взгляде на Достоевского и объяснил, как выбрал способ воплотить роман на сцене.

Проект «Театр у школьной доски».
Проект «Театр у школьной доски».
Анна Зайкова

Уже известно, что спектакль в театре драмы получит необычную форму «сон смешного человека»: зрители совершат путешествие в подсознание главного героя.

Там случившаяся смерть Настасьи Филипповны служит для князя отправной точкой для погружения в сюрреалистичный мир. Как говорят авторы, это поможет нам самим отрефлексировать реальность, в которой мы живем.

Артем Терехин на встрече «Театр у школьной доски» предупредил слушателей, что он не литературовед, а лишь хочет дать возможность понять мотивы режиссера. Почему он работает с материалом так, а не иначе. Делимся некоторыми цитатами.

Почему нельзя просто взять – и сыграть написанное

«Театр иногда устраивает химические постмодернистские соединения. Например, как в спектакле «Саша, привет!», где на литературную основу Данилова накладывается Данте – и получается иная история.

Театр делает так не потому что считает себя умнее всех. Он исследовательский институт.

Очень важно, чтобы режиссер становился художником, а не был просто пересказывателем. Подразумевается, что зрители имеют общее представление об «оригинале» - дальше идет некое размышление, приводящее к выводам.

Да, есть множество «видеокниг» - фильмов, где построчно, ровно то, что написано играют талантливые и невероятно властные медийные артисты. По большому счету это дарит некое впечатление, которое вы могли бы получить, прочтя книгу, но не добавляет ничего нового».

Почему роман милее пьесы

«Честно говоря, я больше люблю работать с литературной основой – в ней больше воздуха, как мне кажется, больше поля для исследования.

Проект «Театр у школьной доски».
Анна Зайкова

Хотя у Чехова знаете, как бьются режиссеры из-за редких ремарок? Например, что такое «вдруг звучит звук порванной струны»? Вы не представляете какие скандалы по этому поводу возникают.

Одна ремарка может увести историю в совершенно другое русло – и каждый режиссер будет прав».

Артем Терехин поставил в Барнауле два спектакля по мотивам романов – «Саша, привет!» по Дмитрию Данилову и «Авиатор» по Евгению Водолазкину.

Что Достоевский делает с читателями

«Иногда он играет с тобой, начинает режиссировать внимание. Ты начинаешь с ним соглашаться или спорить. Возмущаться: зачем там вообще вся третья часть романа, он будто на сюжет и не влияет. <…>

Масштаб мысли автора и вопросы, которые он себе задает, намного шире и глубже одной темы. Поэтому, когда он начинает ее выкапывать, подспудно цепляются другие темы. <…>

И когда ты вдруг сам видишь, как он заходит в одну мысль, пытается в ней разобраться, понимает, что не прав, находит в себе смелость развернуть эту историю обратно и в другой главе начинает заново – вот этот путь, поверьте мне, намного прекраснее и важнее, чем то, что мы считаем первым планом».

Проект «Театр у школьной доски».
Анна Зайкова

Что Достоевский делает с людьми

«Достоевский создает невероятно сложные ситуативные точки, в которых мы узнаем себя. Происходит момент отождествления <…>

Он проникает в самую глубь вашего человеческого конструкта и расшатывает его. Чтобы поиздеваться? Нет. Расшатав человека, пытается понять, на чем он стоит. В чем природа баланса, когда эта «конструкция» неустойчива, что все-таки его держит?»

Как почувствовать себя Достоевским

«Не залетает ли перед сном вам в голову шальная мысль «А правильно ли я живу?». Если начинаете об этом думать – бессонница. Дай бог на одну ночь. Может продлиться и месяц. А Достоевский этим (в романах) занимается без перерыва.

И, по большому счету, экономит нам время. Протаптывает, указывает путь к более глубокой фазе честного диалога с собой».

Почему спектакль будет «сном смешного человека»

«Чтобы построить историю, режиссеру нужно найти исходное событие – действенный факт, которое меняет поведение персонажей, то есть это основа. Событие умещается в два слова и отвечает на вопросы «Что? Где? Когда? Как?».

Проект «Театр у школьной доски».
Анна Зайкова

Этот факт мощно запускает историю, помогает ее развить и раскрыть. А без него все трещит по швам и идет к формуле «Артисты поигрывают, зрители посматривают».

Чтобы найти исходное событие, нужно провести расследование. Заметно, что в романе постоянно встречаются намеки на смерть Настасьи Филипповны. Первая же встреча в поезде, где Рогожин говорит: «Убил бы». В следующую их встречу дома буквально лежит нож – орудие убийство и т.д.

Это предчувствие? Или наоборот – намеки, что вся история уже известна? Как закончился роман? Мышкин вернулся в Швейцарию. Он молчал, смотрел куда-то вперед, и в его голове бесконечно происходили все эти события.

Текст перестает сопротивляться мне, как режиссеру. Я понимаю каждую сцену иначе, осознав, что Мышкин путешествует по собственным воспоминаниям и, зная, что Настасья Филипповна умрет, пытается ее спасти. Поэтому он «идиот» - в хорошем смысле.

Сколько раз мы в жизни, зная исход ситуации, пытались предпринять хоть что-то, даже бессмысленные действия? Они бессмысленны, но необходимы, потому что они делают нас человеком».

Проект «Театр у школьной доски».
Анна Зайкова

С чего начнется «Идиот»

«С похорон Настасьи Филипповны. Чтобы история князя Мышкина запустилась, за этим ним следует допрос, где предстоит ответить на вопрос «Зачем вы убили Барашкову?».

Почему князя Мышкина будет играть женщина

Ранее Артем Терехин объяснял, что выбранная актриса станет достойным воплощением «святой, бесполой души». И эту роль режиссер хотел предложить Елизавете Арзамасовой до того, как решил ставить спектакль в Барнауле. Второго состава не будет.

Елизавета Арзамасова в роли Анны Мироновой.
Пресс-служба телеканала ТВЦ.

«Лиза – актриса, которая умеет транслировать свет. Приглашая эту актрису, мы вовсе не планировали лишний раз привлечь внимание к нашей постановке. Нам хотелось показать, что для творчества не существует преград, это не рекламный ход, я вижу Лизу в этой роли», - поделился режиссер.

Сейчас артисты знакомятся с текстом инсценировки, пытаются его осмыслить и «присвоить» себе.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость