Бессменный лидер
Алтайский край остается лидером в производстве муки и крупяной продукции. Регион занимает второе место по рапсовому маслу и девятое — по подсолнечному. В целом, как рассказал начальник Алтайпищепрома Александр Большаков, производство пищевых продуктов в регионе увеличилось на 8%, объем отгруженных товаров собственного производства составил 241 млрд рублей.
В общем объеме промышленного производства по итогам прошлого года «пищевка» заняла 32%.
В 2024 году в переработчики Алтая произвели:
-
848,7 тыс. тонн муки;
-
538,1 тыс. тонн крупы;
-
337,8 тыс. тонн подсолнечного масла;
-
151,1 тыс. тонн рапсового масла;
-
66,1 тыс. тонн хлопьев;
-
493,7 тыс. тонн комбикормов.

«Алтайский край со значительным отрывом сохраняет лидерство в производстве муки, крупяной продукции, занял второе место по рапсовому маслу, а по подсолнечному — девятое место. Перед зерноперерабатывающими предприятиями и предприятиями переработки масличных культур стоят огромные задачи, от решения которых зависит сохранение лидерства и конкурентоспособности алтайской продукции на рынках России и зарубежья», — отметил заместитель председателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов.
Экспорт остается важным направлением для отрасли. В 2024 году поставки круп из региона увеличились на 7%, достигнув 120 тыс. тонн. Основными покупателями стали Афганистан, Китай и Туркменистан. Подсолнечное масло занимает 38% в структуре экспорта, его поставки выросли в 2,4 раза. Крупнейшими импортерами стали Китай, Узбекистан и Туркменистан. Экспорт рапсового масла увеличился в 2,2 раза, а жмыхов и шротов — в 2 раза.
Молочный прирост
Сегодня в регионе работает 65 молокоперерабатывающих предприятий, на которых заняты 6 230 человек, сообщил Александр Большаков. Среднемесячная зарплата в отрасли за минувший год увеличилась на 16,5% и составила 51 082 рубля.
Алтайский край занимает второе место в России по производству сыров, третье — по сливочному маслу и четвертое — по сырным продуктам и сухой молочной сыворотке. В 2024 году производство сыра увеличилось на 0,6% (составило 66,2 тыс. тонн), сметаны — на 5%, сливок — на 0,7%, сухой сыворотки — на 2,3% (составило 19,2 тыс. тонн), а мороженого — на 6,7% (составило 4,9 тыс. тонн).

Экспорт молочной продукции составил 5,6 млн долларов, причем 66,5% пришлось на сыры.
Как рассказал Михаил Чмырев, замминистра сельского хозяйства Алтайского края, среднегодовой надой молока на одну корову за четыре года в регионе вырос: с 5493 кг в 2020 году до 6513 кг в 2024 году. Однако перед отраслью стоят задачи по сохранению поголовья крупного рогатого скота, развитию племенной базы и повышению продуктивности животных.
В целом для молокопроизводителей и переработчиков молока выдался непростой год. Цены на продукцию пришлось поднять ввиду удорожания сырья, поголовье — сократить.
Напомним, по данным Алтайкрайстата, в начале года в Алтайском крае подорожали почти все виды молочной продукции. В начале 2025 года, по сравнению с концом предыдущего, больше всего выросли цены на брынзу и сливочное масло — почти на 3,5%. Кисломолочные продукты, такие как йогурты и сметана, подорожали на 2,5%, творог — на 1,5%, а питьевое молоко — в среднем на 1,2%. Цены на сыр, сгущенку и сливки увеличились незначительно, менее чем на 1%.

Однако есть и примеры снижения цен — сухие смеси для детского питания и глазированные творожные сырки в январе подешевели.
Удержали мощности
Мясоперерабатывающая отрасль Алтайского края в 2024 году столкнулась с ростом цен на сырье и ингредиенты, но сохранила производственные мощности. В регионе, сообщил глава Алтайпищепрома, функционирует более 340 предприятий, на которых трудятся 4 013 человек. Среднемесячная зарплата в отрасли составила 49 552 рубля.
Основную долю в структуре производства мяса и субпродуктов занимает мясо птицы — 55,1%, говядина — 23,3%, свинина — 14,6%. Всего за год произведено 128,4 тыс. тонн мясных продуктов.
Вложения в расширение тоже не прекратились. Предприятия отрасли реализовали 12 инвестиционных проектов, включая строительство новых и модернизацию действующих производств. Общая сумма вложений составила 1,238 млрд рублей (без учета субъектов малого и среднего бизнеса).
Самое важное - в нашем Telegram-канале